НИЦШЕ : ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воз- зрения — ярка я реакция на философию Нового времени, преж- де всего на левоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все сла- бое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ниц- ше на стороне сильных личностей, способных вести за собой сла- бовольные массы. Лозунг Ницше — живи опасно.

Ницше — прекрасный филолог и музыкальный импровиза- тор. Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, дек- ларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововременной ло- гоцентризм. Старые ценности его не устраивают. Науку он ста- вит не слишком высоко. Довольно часто «воля к истине» есть лишь выражение бессилия «воли к творчеству». Само понятие исти- ны Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек интерпретирует, но не ради истины, а реализуя свое стрем- ление к власти. Ницше решительно выступает против «малокров- ных» идеалов христианства, морали, науки.

Кажется, что Ницше разрушил все ценности Нового времени. Но... «бог умер; и мы хотим — пусть живет сверхчеловек». На ме- сто Бога Ницше ставит человека, но это и есть главное положе- ние философии Нового времени. Ницше не отказался от филосо- фии Нового времени и вместе с тем многое в ней разрушил. Он меч- тал «о неслыханном синтезе», но осуществить его не сумел. Фи- лософия Ницше венчает собой философию Нового времени.

Ницше умер в 1900 г., на пороге Новейшего времени — ХХ века. Не стало альпиниста, но осталось его дело. Философ- ское восхождение продолжалось, впереди, в серебристых обла- как уже виднелись новые вершины.