ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО

 

Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде- ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня-

 


тую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как един- ство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстети- ка возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть мож- но красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малеви- ча не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то не- уловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.

Постмодернизм давно завоевал себе право на существова- ние, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозна- чимостью (в этой связи мы предлагаем компьютерфэнам пораз- мыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсре- да, гиперпространство и так называемая виртуальная реаль- ность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).