ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - эт о ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА

иТВОРЧЕСТВО

 

Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, боже- ственного «ничто». Бог сотворил мир из ничто, следовательно,

 


Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть ничто. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает челове- ку стать добрым, но он не в состоянии контролировать ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божестве- нен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его открове- нии. Для Бердяева главное — это оправдание человека, его фи- лософия ярко персоналистична, романтична, расцвечена тыся- чами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким ми- ровоззрением не мог не быть противником тоталитарных режи- мов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение дости- гается не в технике, не в революциях, а в божественной духов- ной жизни. Бердяев считал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи.

Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появлять- ся одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне откры- ли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу россий- ского социализма, миссию России. Книги Бердяева являют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит на- значение подлинного философа?

 

 

А.Ф. ЛОСЕВ: «МН Е НАДОС ГРЕЧЕСКОГО ПЕРЕВОДИТЬ...»

 

Несколько лет тому назад один из студентов автора этих строк получил задание написать реферат о творчестве Плотина. С этой целью студенту было рекомендовано прочитать одну из толстых книг Алексея Федоровича Лосева. Вскоре выяснилось, что студент бросил учебу. Каково же было наше удивление, когда месяца через два студент принес прекрасный реферат. Его объяснение было простым: «Мне понравился Лосев».

Философия Лосева — это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Его книги, научные-пренаучные, по- хожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столь- ко ссылок на отечественных и иностранных авторов, что не ве- рится порой в способность одного человека совершить такую ги- гантскую работу. За свою шеститомную «Историю античной эс- тетики» Лосев заслуженно получил Государственную премию.

 


Когда Лосев умер в 1988 году, не дожив всего 5 лет до свое- го столетнего юбилея, то поистине «ослабла связь времен». Ло- сев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводил с греческого, ибо считал, что это один из ра- дикальнейших путей развития отечественной философии.

Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: фи- лологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева ин- тересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретно- сти, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из не- подвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, рели- гию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеоб- разную философскую систему, достоинства которой изучены по- ка недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эй- досов, слов и символов.