ОБЗОР: ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

 

Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на природу человека.

1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма- тривали человека как образ космоса, как «малый мир», микро- космос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроиз- водится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космо- са. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хло- пот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта» и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?

2. Начиная с Сократа философы античности считали челове- ка двойственным существом, состоящим из тела и души. Пла- тон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

3. В средневековой философии главное размежевание прохо- дит не столько между телом и душой человека, сколько между

«плотским человеком» и «духовным человеком». Природа чело- века понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духов- ность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализу- ется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской кон- цепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства. Как известно, господствующая христианская цер- ковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и за- падную (католическую). В XVII веке из западной церкви выде- лилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех многочисленных отличий, которые характерны для различных христианских антропологии. Отметим лишь самое главное.

Философский стиль православия восходит к Платону и Пло- тину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Ав- гУстину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.

Философский стиль протестантизма основывается, по преиму- ществу, на нововременной философии с ее выделением личност-

 


ного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он су- ществует, позиция протестантизма другая: Бог существует пото- му, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь»,— говорил основатель протестантизма М. Лютер.

4. В Новое время специфика человека усматривается в разу ме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту кон- цепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превы- ше других познавательные способности, каковых у него три — рассудок, способность суждения, разум.

5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятель- ный). Главное в человеке — это реализация способности к дей- ствию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Марк- са, понимается в общественном смысле. Главное в обществе — труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.

6. Последнее изобретение философии Нового времени — это

«сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставит- ся страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и им- провизации, протест против послушания и вообще всякой хи- лости.

7. Философия XX века продолжает поиск подлинности чело- века. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

8. Герменевты считают, что истинность человека реализует- ся в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, ка- ковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.

9. Философы-аналитики видят в человеке существо, актив- но реализующее свои языковые способности. В сфере языка че- ловек решает что, почему и как следует делать.

10. Согласно постмодернистам, человек — существо, бунту- ющее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективно- го, тоталитарного. Человек может понять существующие обще-

 


сТ венные нормы лишь в томслучае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря,деконструирует их.