ПОЧЕМЭ ТОЛЬКО В XX ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ НЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?

 

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-

 


ние о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы луч- ше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что чело- век далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное поло- жение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое вре- мя, соответственно именно тогда появились первые претендую- щие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, плато- новская идея понималась еще и как идеал. Современный фило- соф сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек сущест- вует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышле- ние) как главную черту человека. Мышление имеет дело с исти- ной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» ис- тину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценнос- тью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разум- ная воля. К XX веку сложились все условия для развития уче- ния о ценности.

Философские направления XX века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, анали- тики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о цен- ностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с метода- ми современной философии, поэтому не будем вновь их описы- вать. Важно, что во всех современных философских направле- ниях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении.

Ценность — это интерпретационный конструкт, считает из- вестный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность это интер претация, в которой субъект выражает свои предпочтения. От- метим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог ис- пользует феноменологическую интерпретацию, герменевт герме- невтическую и т.д.

Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интере-