ЯЗЫ К — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗН И

 

 

В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к фи- лософии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения языка, их да- же не сотни, а тысячи. Язык это знаковая система, исполь- зуемая для целей коммуникации и познания. Структурными еди- ницами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на ЧТО-ТО указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык это символ всей нашей жизни, нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка .

Жизненаполненность языка удивляет и даже поражает. Ка- жется, язык умеет все: греметь, тарахтеть, нежничать, ценить, посмеиваться, улыбаться и смеяться. Вот уж действительно, язык — символ нашей жизни, результат постоянно возобновля- ющегося творчества как народа в целом, так и каждого челове- ка. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2000 различ- ных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программи- рования) вообще трудно сосчитать.

Для современной философии язык — одна из важнейших те- матик. В рамках аналитической философии язык является един- ственным достойным всяческого внимания предметом исследо- вания. Для других философских направлений язык — очень важ- ная тема.

 

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

 

 

Философы античности и средневековья уделяли в язык е ос- новное внимание имени как слову, обозначающему отдельный пред- Мет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произ-

 


вольно, «не так, как нам заблагорассудится», а по природе. Но что значит «по природе»? Для Платона имя подражает прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звуча- нию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но за- тем от исходных слов было образовано столько новых слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется обществен- ной традицией. Демокрит считал язы к формой общественного договора.

Для нас важно, что интерпретация языка в античности ве- дется согласно содержанию философии. Слова выражают сущ- ность (сущность — это идея Платона или форма Аристотеля).

Переходя к средневековью, мы вправе ожидать, что слово бу- дет связано с Богом. Так и есть. Евангелие от Иоанна начина- ется словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Язык оказывает- ся символом божественного мироздания, смысл едва ли не лю- бого слова надо искать в толковании Библии.

Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналиста- ми и концептуалистами, то слова стали пониматься как выра- жения идей (реализм), ка к обозначение предметов как таковых (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий (концептуализм).

В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслу- живающими особого внимания следующие суждения А.Ф. Лосе ва, который был ярки м пропагандистом философии имени в XX веке: «Человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действитель- ность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудови- ща. Однако мир не таков. И вот рассмотреть его как имя я и дерзаю в этой книге («Философия имени» — название книги А.Ф. Лосева. В.К.). Итак, согласно философии имени, мир рас сматривается как имя; имя символ мира. Философия име- ни весьма характерна для философии античности и средних ве- ков, а также культивируется и в наши дни.

 


ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В Новое время в соответствии с философией разумного чело- века большое внимание стали уделять соотношению слов и по- нятий; слова считались обозначениями мыслей (а также чувств). Множились выступления за образование рациональных искус- ственных языков (Декарт, Лейбниц). Делались попытки изобре- сти единый язык логики для науки, а также единый язык об- щения для людей всех национальностей. Понадобились многие годы, прежде чем эти усилия дали ощутимый результат. В 1887 году варшавский врач Людвиг Заменгоф создал язык эс- перанто (в переводе с латинского означает надеющийся), на ко- тором способны общаться ныне несколько миллионов человек.

Развитые в Новое время воззрения, интерес к научному по- ниманию истины привели к выдвижению в центр анализа пред- ложения, а не слова. Огромное значение в этой связи имели раз- работки аналитиков (Рассела, Фреге, Витгенштейна, Карнапа). Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием. К повествовательным предложе- ниям в отличие от слова применимо представление об истинно- сти/ложности.

В философии предложения предмет понимается как то, что обладает свойствами и участвует в отношениях. Свойства и от- ношения называются признаками. Философия предложения в систематическом виде впервые изложена Витгенштейном в его «Логико-философском трактате».

При рассмотрении любого предложения интерес представля- ют два момента: 1) что соответствует предложению в реальной действительности; 2) каким образом связаны слова в предложе- нии. В первом случае мы интересуемся значением и смыслом пред- ложения, а во втором — его грамматикой, составленностью, синтаксисом.

Рассмотрим четыре следующих предложения.

1. Стадион «Лужники» находится в Нью-Йорке.

2. «Лужники» в Нью-Йорке находится стадион.

3. Стадион «Лужники» находится в столице России.

4. Стадион «Лужники» находится в самом большом городе Рос- сии.

Первое предложение ложно: стадион «Лужники» находится, Как известно, не в Нью-Йорке, а в Москве. Так как первое пред- ложение ложно, то оно не имеет значения. Второе предложение

 


построено не по правилам грамматики, синтаксиса, следова- тельно, нет оснований ставить вопрос о его значении. Третье и чет- вертое предложения обладают одним и тем же значением, но раз- ными смыслами. Это становится очевидным, если мы перепишем третье и четвертое предложения следующим образом.

3 . Стадион «Лужники» находится в Москве, Москва — сто- лица России.

4'. Стадион «Лужники» находится в Москве, Москва — са- мый большой город России.

Левые части предложений 3' и 4' одинаковы, они обладают одним и тем же значением. Правые части предложений различ- ны, они выражают два смысла: в одном случае речь идет о том, что Москва — столица России (так это или не так можно уста- новить по Конституции России), в другом — утверждается, что Москва является самым большим городом России (истинность это- го утверждения устанавливается сравнением Москвы с другими городами России, прежде всего с Санкт-Петербургом). Наука, изу- чающая значения и смыслы высказываний, называется семан- тикой. Главный вопрос семантики: что обозначает данное вы- сказывание? Главный вопрос синтактики (она изучает синтак- сис): построено ли высказывание правильно, по законам грам- матики, непротиворечиво!

В рамках философии предложения совсем необязательно огра- ничивать свой анализ отдельными предложениями. Можно рассма- тривать и тексты, но как составленные из предложений, которые должны быть связаны друг с другом непротиворечивым образом.

Развитие философии предложения потребовало и требует в наши дни больших усилий от философов и логиков, равно как от представителей частных наук. Внимательнейшим образом изучается теория значения и смысла, законы синтаксиса приме- нительно как к естественным, так и к техническим языкам .

Стратегической целью философии предложения является до- стижение максимальной ясности в понимании языка. Язык дол- жен быть ясным, как условие математической задачи; нет тако- го математика, который бы не потребовал уточнения условия за- дачи при обнаружении в нем неточностей, двусмысленностей. Лю- бимая поговорка философа-аналитика (а именно в аналитической философии стремятся к ясности высказываний) звучит так: «Да- вайте уточним значение и смысл сказанного (написанного)».

Если бы, например, россиянин пригласил аналитически на- строенного англичанина на концерт звезд российской эстрады,

 


 

то почти наверняка последовал бы вопрос: «Скажите, пожалуй- ста, кого в России называют звездой эстрады?» Может быть, звез- дой эстрады называют в России очень хорошего артиста, а воз- можно, всего лишь завсегдатая московских тусовок. Англичанин желает ясности. «Кот в мешке» его не устраивает. Кстати, по- пробуйте разъяснить аналитику значение и смысл выражения «кот в мешке».

Итак, философия предложения — это важнейший этап в раз- витии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике (теории значения и смысла) и синтаксису (сочетанию слов в предложении). Философия предложения до- полняет философию имени.

 

 

и . •,,»

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСТАНОВОК, ^ >

 

Язык создается и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практи- кой. При этом человека интересует не просто истина (как в фи- лософии предложения), представляющая ему объект таким, ка- ким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом харак- тере интерпретации. В этой связи за последние 3—4 десятка лет в философии языка резко возросло внимание к ценностным ус- тановкам личности, которые содержатся в высказываниях типа:

 

f

знает верит

А помнит, что'1»-**- *' надеется

хочет

 

Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал строки В. Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду Цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Но как по- нять выражение «я знаю» (анализу которого философы-анали- тик и посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверж- дая «я знаю»? Вроде бы в его строках есть даже доказательст- во: в стране советской живут замечательные люди, следователь-

 


но, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает уче- ный, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказатель- ство, ибо суждения поэта невозможно подтвердить и опроверг- нуть фактами. То, что Москва — самый большой город России, можно подтвердить фактами; знания Маяковского — это его лич- ная ценностная установка, она принадлежит ему (согласно его суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному, доступными реальными фактами. «Я знаю» означает у Маяков- ского «Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы стра- на советская процветала».

Итак, очень часто предложение является выражением цен- ностной установки личности, оно обладает особым прагматиче- ским смыслом. Прагматика это такая философия языка, ко- торая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных уста- новок можно назвать одним словом — прагматика.

С ценностными установками, своими и других людей, чело- век имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его дейст- вия попадают ценности. В этой связи в философии язык а пред- стоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно ска- зать о ценностях, кака я логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, цен- ностный смысл, как на основе анализа предложений с прагма- тическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.

Таким образом, в философии язык а наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия пред- ложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.