ОБЗОР: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯЗЫК А

 

Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках че- тырех ведущих современных философских направлений: фено- менологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма.

Феноменологи на первое место ставят анализ работы созна- ния. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками вы- работанных сознанием образцов, эйдосов.

Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно по-

 


 

этому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и доста- точно ли полно. Все богатство сознания и практики человека из- начально дано в языке. Философия — это не что иное, как фило- софия языка. Особенности современного аналитического языка от- четливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна, который отлично понимал, что так как значение слова есть его упо- требление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо до- вести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка все- гда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.

Герменевты также занимают своеобразную позицию. По- добно философам античности они сопоставляют сущность пред- метов и язык . Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевты понимают язык как само бытие сущности. «Язык это универ- сальная среда, в которой осуществляется само понимание»,— подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме во- просов и ответов. Для герменевта крайне важно единство внут- ри следующей триады: сущность мира — язык — переживание. Аналитик же рассуждает в другой манере: язы к — его ана- лиз — мир фактов (никаких сущностей).

Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналити- ки стараются препарировать текст научными способами, то пост- модернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст раз- лагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства — от удовольствия и наслаждения до боли и стра- даний, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универ- сальная среда чувственности человека. Философия призвана ос- вободить эту чувственность и возвысить ее.

Как видим, в современной философии языку придают само- стоятельное значение. Язык есть символ нашей жизни и сама на- ша жизнь .