Учение Платона об идеальном государстве .

Учение Платона об обществе.Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность удовлетворения их в одиночку является побудительным мотивом для создания государ­ства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Несправедливость — это зло. Последнее он относит к следующим типам государственного устройства: демократии (власти честолюбцев), олигархии (власти богатых), тирании и демократии, сопро­вождающейся произволом и анархией.

Справедливое государственное устройство Платон "выводит" из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни люди разумны, мудры, они способны и, следо­вательно, должны управлять государством. Другие — аффективны, мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие по преиму­ществу вожделеющей душой - сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельца­ми. Итак, имеются три сословия: правители, стратеги, земледельцы и ремесленники. Да­лее Платон дает массу конкретных рецептов, например, чему и кого надо учить и как вос­питывать. Так он предлагает лишить стражей собственности, установить для них общность жен и детей, вводит различного рода регламентации (порой мелочные). Строгой цензуре под­вергается литература, все, что способно опорочить идею добродетели. В загробном мире — а душа человека, как идея продолжает существовать и после его смерти — добродетельных ждет блаженство, а порочных – ужасные муки.

Платон мысленно строит идеальное государство, которое по его мнению, могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Он исходит из идеала и строит идеальное государство, которое было бы столь же неизменным, как и его идея.

Платон хотел бы достигнуть идеала, а получилось, как свидетельствует более чем двух тысячелетняя послеплатоновская история, утопия, в которой исследователи разгадали идеали­зацию, представление общественных отношений Древней Спарты более совершенных чем они на самом деле были. После Платона будут созданы новые утопии и всякий раз — из самых благих устремлений.

Сделаем выводы:

Таким образом, идейная основа платоновских размышлений заслуживает самой высокой оценки, без нее нельзя представить современного человека. Мы имеем в виду проблематику идей и идеалов. Этому следует учиться у Платона и, кстати, добиться ус­пеха на этом поприще отнюдь не просто. Что же касается ошибок Платона, то они как бы скорректированы современным знанием, исправлены, и нет никакой необходимости сле­довать им. Отметим еще раз: вклад выдающихся философов в развитие мировой цивили­зации должен оцениваться комплексно, с выделением главного и второстепенного в их творчестве. На философских весах положительные стороны философии Платона несо­мненно перевешивают ее отрицательные аспекты.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)- древнегреческий философ:

- основоположник формальной логики;

- основные сочинения «Метафизика», «Физика», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика»;

- колебался между материализмом и идеализмом;

- учение о материи;

- учение об обществе.

Аристотель наряду с Платоном, своим учителем, — величайший древнегреческий философ. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель деталь­нее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.

Он конкретнее, эмпиричнее Платона, его по-настоящему интересует индивидуаль­ное, жизненно данное. Как древний грек, Аристотель не смог избежать созерцательно­сти, но его созерцательность отличается от созерцательности Платона своей нацеленно­стью на конкретное, можно даже сказать, пафосом конкретного.

Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой фи­лософии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

Его знаменитый тезис «ничего слишком» остается непонятым.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.)- немецкий философ:

- основатель диалектики на объективно идеалистической основе;

-основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Основы философии и права».

Материал для размышлений о Гегеле, как создателе философской системы.

Гегель стремился приблизить философию к науке. Это означало построение фило­софии в форме взаимосвязанных идей. О чем бы ни рассуждал Гегель, он везде видел идеи, им нет преград. Но что такое идея? Разъясняя природу идей, Гегель максимально критически относится к способу философствования, при котором идеи считаются плодом всего лишь субъективной деятельности человека. Идеи Гегеля — это суть вещей, любых, в том числе и понятий, это суть и объекта, и субъекта. Вот и получается, что противо­поставление субъекта и объекта в идее преодолено.

Обратим внимание на особенности изменчивости идей. Идеи "самодвижутся". Ка­ждая отдельная идея переходит в свое иное, в другую идею. Это — диалектическое от­рицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Синтези­рующая идея содержит тезис и антитезис как свои моменты. Гегелевская триадичность "тезис — антитезис — синтез" многократно и, надо полагать, не без оснований ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Более неуязвимыми для кри­тики являются констатируемые Гегелем взаимосвязи идей, присущие им моменты отри­цания и преемственности. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:

1) идеи сами по себе;

2) идеи в при­роде;

3) идеи в духе.

Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: "Наука логики", "Философия природы", "Философия духа". Эти книги образуют "Энциклопедию философских наук". Тотальность идей Гегель называет абсолютной идеей или просто идеей. Речь идет о саморазвивающейся тотальности, с которой философия имеет дело как наука о всеобщем. Рассмотрите последовательно гегелевские науку логики, филосо­фию природы, философию духа.

Наука логики содержит: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.

Учение о бытии начинается с рассмотрения содержания чистого бытия, понятий ничто и становление. Затем анализируется главная триада бытия: качество — количест­во — мера. Качество и количество являются характеристиками нечто. Если изменится качество, то нечто перестанет существовать. Количество при данном качестве может из­меняться в некоторых пределах, при этом сохраняется старое качество, а следовательно, и само нечто. Единство качества и количества образует меру. Переход от одной меры к другой, новой, есть скачок.

В учении о сущности Гегель выделяет в ничто решающее, главное: это сущность и определяемое сущностью явление. Сущность в силу своей внутренней противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование. Таким образом, источни­ком движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей.

Учение о понятии — название еще одного раздела "Науки логики", но оно не должно вводить в заблуждение. Речь идет не только о субъективных понятиях. Субъек­тивное понятие, по Гегелю, есть лишь самая бедная форма понятия. Субъективное поня­тие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта; дальнейшее развитие приво­дит, наконец, к понятию субъекта-объекта.

Гегель рассматривает в "Философии природы" последовательно механику, физику, органику; в "Философии духа" — субъективный дух (личность), объективный дух (се­мью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (тремя ступенями развития которого выступают искусство, религия и философия). Система закончена.

Проиллюстрируйте схемой.

 

Наука о логике (абсолютная идея сама по себе)
Учение о бытии  
Учение о сущности
Учение о понятии  
Философия природы (абсолютная идея в природе)
Механика  
Физика  
Органическая физика  
Философия духа (абсолютная идея в духе)
Субъективный дух  
Объективный дух  
Абсолютный дух

 

 

Главными особенностями гегелевской системы выступают: объективный идеализм и диалектика.

Фейербах Людвиг (1804-1872 гг.) немецкий философ. Создатель одного из вариантов антропологического материализма:

- в центре философии стоит чувствующий человек, определяющим чувством которого выступает любовь;

- вопрос о правомерности религии (знаменитая его книга «Сущность христианства» 1841 г.);

- вопросы просвещения и образования.

Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное — объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в ре­зультате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью или чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец. Именно так рассуждал Людвиг Фейербах, видный немецкий философ XIX в., создатель одного из вариантов антропологического материализма. Недовольный как абстрактным мышлением, так и диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое.

Освобождаясь от догм религии и советуя сделать то же самое другим, Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за два года до смерти Фей­ербах вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы обществен­ной справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологического содержа­ния христианской религии имело положительное значение. Но, конечно же, содержание христианства намного шире, чем достаточно узко понятые Фейербахом принципы антропо­логизма. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхож­дении от материального к идеальному. В определенной форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируясь от него. Он ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека опреде­ляющим является любовь. Фейербах в отличие от Гегеля концентрирует свое внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе о правомерности религии. Его самая знаменитая книга называется "Сущность христианства" (1841г.). В соответствии со своими исходными философскими постулатами Фейербах видит тайну христианства в объективации человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия — это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами — к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благо­говейному отношению к человеку, особенно к чувству любви. Однако при всех своих от­носительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действи­тельной жизни человека.