Персоналии.

Бэкон Френсис(1561-1626 г.г.) – английский философ, политический деятель, канцлер.

Основатель эмпирического метода в науке, исходные положения которого были заложены еще Демокритом. Новые идеи его творчества:

Индуктивная методология. Считал необходимым создание правильного метода, с помощью которого можно идти к широким обобщениям.

Ошибками в познание считал поклонение идолам:

- идолы роды (заблуждения, присущие человеческому роду);

- идолы пещеры (суеверие);

- идолы рынка (привычка опираться на расхожие мнения и суждения).

Частные факты ведут к общим положениям. Его кредо - «Знание - сила».

Индукция – это сочетание эмпиризма и рационализма, когда опыты ведут к результату, научным обобщениям. Это один из видов логического вывода, основанного на опыте. Новаторства Нового времени заключается в том, что поиск достоверного знания осуществляет человек, а не бог, и человеку надо найти достойное орудие - метод познания.

Индуктивный метод в 19 веке получил развитие в работах английского логика Джона Стюарта Милля и др. В 20 веке трактовка индукции как метода научного открытия была подвергнута критике К. Поппером и др.

Основные работы: «Новый Органон», «Новая Антлантида».

Локк Джон (1632-1704 г.г.) - английский философ, основатель либерализма, разработал эмпирическую теорию познания.

Локк отвергает существование врожденных идей и считает, что человеческое знание проистекает из опыта. Он развил учение о первичных и вторичных качествах и создал теорию образования общих идей (абстракций).

В понимании общества Локк опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он основоположник ассоциативной психологии. Локк исходил из решающего влияния внешней среды на воспитание. В вопросах познания главным считал чувственный опыт (как единственный источник знаний). Знания у него выводятся из опыта и поэтому он эмпирик. Мозг сравнивал с чистой доской, все одинаково мыслят, отсюда нет у него народов, которые могли бы превосходить другие.

Первичными качествами у предметов считал – плотность, протяженность, движение, число, вторичными – цвет, вкус, запах, звук.

По социально – политические взглядам он либерал, теоретик конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (сюда же включал судебную) и федеративную (внешние сношения). Состояние общества считал естественным если оно закреплено разумными законами. Основные работы: «Опыты о человеческом разумении» (1969г.)

Трубецкой Николай Сергеевич(1890-1938г.г.) князь, этносоциолог, лингвист и культуролог. Исследовал историю и теорию культуры. Пришел к выводу, что русское самосознание нельзя ограничивать узконациональными рамками, надо изучать все культуры народов, проживающих рядом с русскими.

Критиковал европоцентризм, считал, что он навязан агресcивной романо-германской культурой. Стоял против заимствования идей Запада, полагал, что реформы Петра 1 имели разрушительное действие для русской культуры. По убеждениям - славянофил.

Был одним из теоретиков евразийства. По взглядам был близок к Н.Я. Данилевскому, О. Шпенглеру, П. Сорокину, А. Тойнби.

Основные работы: «Европа и человечество» и «Проблемы русского самопознания» и др. М:.1960

Богданов (Малиновский) Александр Александрович(1873-1928г.г.) – врач, философ, экономист, автор утопических романов “Красная звезда”, “Инженер Мэни”.

Основное научное сочинение “Всеобщая организационная наука» (т.1-2, 1913-1917 г.г.), где выдвинул идею об общих принципах организации, системотологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. В период реакции после революции 1905, выступил с критикой положения Ленина о неравномерности экономического и политического развития государства, как обоснования пролетарской революции. Считал, что неравномерность сфер общественной жизни ведёт не к развитию, а к гибели. Согласно его учения самоорганизация общества, гармония всех её сфер – источник развития. При этом считал, что экономическая сфера играет ведущую роль в сопоставлении с политической. Основные работы: “Всеобщая организационная наука.”

 

Сорокин Питирим Александрович(1889-1968 г.г.) русско-американский социолог, с 1923г. жил в США.

Исторический процесс рассматривал как определенное разнообразие культур и их смену.

Выделял типы культур:

· чувственный (чувственные образы жизни имеют преобладание);

· иденциональный (преобладает рациональное мышление)

· идеалистический (преобладает интуитивный тип мышления)

Придал основное значение рациональному мышлению для выхода из кризиса культуры.

Изменения в культуре связывал с изменениями в слоях (стратах) общества, подчёркивая их мобильность. Отрицал роль классов, ввел понятие “среднего класса”, исходя из уровня его доходов.

Считал, что в истории не существует никакой цели.

Основатель современной социологии.

Основные работы: “Социальная и культурная динамика”.

 

Хайдеггер Мартин(1889-1976 г.г.) – немецкий философ, сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма и впоследствии отказавшийся от него. Оказал огромное влияние на философию, политологию, религию, этику, философии техники. Собрание его сочинений составляет 100 томов. Отказываясь от традиционного инструментария науки (объекта, субъекта, познания, духа, материи), он исследует феноменологические проблемы, сосредоточившись на понятии свободы человека. Несвободный человек, по его мысли, зверь.

Хайдеггер один из первых философов Запада, который ввел в науку тему техники и языка. Техника – движущая сила новоевропейской истории.

Библиография о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч названий. Он критикуем как на Западе, так и на Востоке, но на него ссылаются все современные философы, что говорит о его несомненных заслугах.

Основные работы: “Что такое метафизика?”. “Вопрос о технике”. “Наука и осмысление”. “Новая технократическая волна на Западе”.

 

Флоренский Павел Владимирович(1882-1937 г.г.) – религиозный мыслитель, ученый. Философские взгляды состоят в понимании прогресса общества как нелинейного развития, нет единого процесса в пространстве и во времени. Но развитие идёт по определенным ритмам. Каждая эпоха имеет свою культуру в центре которой Бог. Отрицание идеи Бога ведет культуру к хаосу.

Вера определяет культ, а культ – миропонимание. Высшей ценностью считал религиозный культ, как единство чувственного и рационального, духовного и телесного. Много занимался проблемами искусства.

Основные работы: “Столп и утверждение веры”, “Культ, религия и культура” и др. Собр.соч.тл.м.: 1985