Мальтус(1766-1834 г.г.) английский священник, философ.
Основная идея. Рост народонаселения растет в геометрической прогрессии, а рост средств производства - в арифметической прогрессии.
Несоответствие между количеством проживающих и нехваткой питания разрешается естественным путем: посредством войн, эпидемий, ограничения браков и других способов ограничения роста населения. Его взгляды породили течение в философии – мальтузианство, а в современное время – неомальтузианство. Его последователи «развивают» и объясняют причины высоких цен на продовольствия и низкий уровень заработанной платы - ростом населения.
Он считал, что все население Земли за исключением англосаксов является лишним, поэтому они обречены на уничтожение. Если Мальтус видел причину роста населения в высокой рождаемости, то современные неомальтузианцы – в «низкой» смертности по «вине» хорошей медицины.
Недостатки учения видны уже в том, что нет анализа действия экономических и социальных законов.
Мечников Лев Ильич (1838-1888 г.г.) – русский географ, социолог и публицист, доказывающий, что развитие человеческой цивилизации определяют географические условия (реки, моря, океаны). Он – сторонник географического детерминизма.
Развитие человечества по периодам соответствовало: рабству, крепостничеству и свободе.
Настоящая цивилизации ведет к братству народов, т.е. он выступает против деспотизма, расизма, неуважения к человеческой свободе.
Основные работы: «Географическая история развития исторических народов» М.:1989 и др.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 г.г.) – русский философ и публицист. Основное произведение «Философические письма», где он выдвигает ряд идей о положении России. Исходная мысль «Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку», т.е. указывает на особый цивилизационный путь России, отмечает ее отсталость от Запада, что позволило другим ученым назвать его взгляды «западническими», однако к этому течению он не принадлежал.
Но он предлагал провести в России изменения аналогичные Западу. Философские взгляды формировались под влиянием Гегеля и Шеллинга.
Основные работы: Сочинения и письма в 2 – х т. Полн. собр. соч. 1991.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 г.г.) – русский социолог, этнограф, идеолог славянофильства, создатель энтоэволюционной модели общественного развития.
В книге «Россия и Европа» (1869) изложил модель общественного прогресса как смену «культурно – исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене этих типов.
Самым перспективным типом цивилизации считал молодой «славянский тип», вступающий в эпоху своего развития и выраженный русским народом, противостоящим западной культуре. Идеи ученого предвосхитили труд теоретика западноевропейской культуры О. Шпенглера, его работы «Закат Европы».
Основные работы: «Россия и Европа», «Сборник политических и экономических статей».
Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ , родоначальник «философии жизни». Как ученый начал свои исследования с истоков западной культуры (античность, Возрождение, христианство).
Основная идея философии Ницше – исследование существования человека, оторванного от жизни моралью и христианством. Человеческую жизнь можно оценить только при наличии у него цели, которая подчиняет его физическую и духовную жизнь, как стремление, волю к власти. Творчество, деятельность мышления направлены на получение силы. Подчинить чужую волю своей – вот цель жизни. Ницше не создал своей философской школы, под ницшеанством понимается идеология ничем не сдерживаемой активности, торжества иррационализма, циничного отношения к моральным и духовный ценностям, политический экстремизм (Чего стоят его выражения, «Я – антихристианин» - читай антихрист, «падающего толкни»
Основные сочинения: Антихристианин (Сумерки Богов М.:1989). Так, говорил Заратустра М.:1990.
Тоффлер Ален (1928 г.) – американский социолог и публицист – футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества, разновидностью которой явилась концепция информационного общества.
Упадок старых и возникновение новых отраслей производства привело Тофллера к мысли, что меняется социальная и технологическая реальность в результате «третьей волны».
Возникает новый образ техники и новый образ жизни. В развитии производства произошли изменения, которые привели к созданию техносферы, когда «белые» воротнички стали по численности больше «голубых» воротничков. Таким образом, старая цивилизация с промышленным производством уступило место новой – технотронному обществу или информационному.
Информационное общество как футурологическая концепция представляет собой такое развитие, когда информационный сектор, т.е. информация и знание определяют производство и сельское хозяйство. В информационном обществе классы заменяются «информационными сообществами», а индивидуальная деятельность на дому становится определяющей.
Инфосфера и техносфера связаны со всеми сферами человеческого бытия. Компьютерная революция приводит к изменению всех сфер жизни общества.
Гуманистически настроенные философы подвергают данную концепцию критике ввиду её технологического детерминизма и умаления роли человека.
Гумилев Лев Николаевич(1921 – 1992 г.г.) – русский историк, философ, представитель русского космизма.
Основная идея его концепции – всемирная история, неразрывно связанная с влиянием сил космоса. Особое внимание Гумилев уделяет этносу - группам, противоставляющих себя другим народам и обладающих стереотипными нормами поведения.
Этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего их развитие – новых особей – «пассионариев». Пассионарность – это высокая целеустремленность отдельных индивидов, способных ради цели пожертвовать своей жизнью для реализации поставленной цели.
Этнос, как культурное образование, существует 1200 – 1500 лет, затем появляются новые пассионарии, что ведет к появлению нового этноса.
Объединил космос с социальной проблематикой человечества.
Основные работы: «Открытие Хазарии», «Этногенез и биосфера Земли ».- М.: 1979.
Контрольные вопросы:
1. Почему существуют различные философские концепции об обществе?
2. Для чего надо знать строение, организацию и структуру общества?
3. В чем заключается историзм общества?
4. Почему существует многозначность понятия общества?
5. Что из себя представляет по вашему мнению гражданское общество?
6. Как сегодня влияют на сегодняшнюю жизнь глобальные проблемы? В чем их причины?
7. Какие исторические формы отношения человека к природе вы знаете?
8. Близко ли вам по духу понимание ноосферы?
9. В чем заключается влияние природы на военное дело? Способствует ли физическая подготовка воина к ослаблению влияния природы на него?
10. В чем заключается философский подход в понимании природы человека?
11. Как вы понимаете сущность человека?
12. Нарисуйте схематично взаимосвязь понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность в кругах Эйлера?
13. Что для вас значит свобода личности?
14. В какой мере вы признаете объективную необходимость?
15. Что значит для вас смысл воинского бытия?