Дидактические требования к изучению учебного материала.

Знать:

Основные положения, раскрывающие методологию исследования общества: целостность и системность, структуру общества.

Уметь:

Последовательно и логически стройно излагать мысли, аргументированно и доказательно вести дискуссию по вопросам собеседования.

Вопросы собеседования:

1. Методологические принципы исследования общества.

Предлагается следующая структура рассмотрения содержания вопроса.

а) Методология научного социального познания. Анализ проблем общественного развития требует от исследователя мировоззренческих посылок и позиций, методологических приемов и средств.

Научное познание отличается от повседневного тем, что оно включает принципы, логику, методы. Научное познание есть процесс, направленный на достижение поставленной цели, на познание нового, открытие неизвестного, это – творчество личности, характеризующееся систематичностью познания, ему присуща строгая доказательность. Научное познание возникает из практики и обслуживает практику.

Цель научного познания – поиск общего из совокупности единичных предметов, выявление закономерностей развития.

Основными средствами научного познания являются: понятия, термины, научные методы.

Научно-историческое познание есть сторона, разновидность научного познания. Оно базируется на особенностях общественного познания, конкретной обусловленности рассматриваемого явления, гуманистической направленностью.

б) Диалектико-материалистическое понимание истории. В истории известны две концепции понимания общества: идеалистическая и диалектико-материалистическая.

Что значит материалистическое понимание общества?

Это означает: определить основы его развития, иметь представления об обществе вообще, знать какую роль в обществе играют социальные, экономические, политические и духовные явления.

Материализм дает следующие ответы:

- основу развития общества составляют материальные факторы с наличным в обществе способом производства;

- активная роль социальных, политических явлений, образующих соответственно социальную и политическую сферы общества;

- общество есть продукт деятельности людей, их индивидуального развития.

в) Идеалистические концепции понимания общества.

Платон (427-347гг. до н.э.) - основатель объективного идеализма в учении об обществе, исходил из в первичности мира идей по отношению к миру вещей. Общество возникает как результат разделения труда между разрядами граждан, которым принадлежит соответствующая часть души. Разумная часть души – у правителей, философов, аффиктивная (эмоциональная, подверженная страстям) у воинов-стражников, возделеющая (делать, созидать) – у ремесленников. Таково у него строение идеального государства.

Новое время (Гоббс, Локк). Общество – есть результат общественного договора людей, отсюда и договорная концепция государства.

Современные новации в понимании общества у герменевтиков (Гадамер). Общество возникает тогда , когда люди, ведя совместное бытие, понимают друг друга и отсюда способны осуществлять общее дело. Хабермас, Апель считают, что люди объединяются ради общих интересов и ценностей. На основе речевой коммуникации они вырабатывают правила совместных действий.

Русская православная интерпретация. Общество есть результат скрепления людей в единое целое, исходя из сообщенных Богом заповедей Нового Завета. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.)

Но существует и светское происхождение и истолкование общества.

г) Философский материализм выступает методологическим принципом анализа общества, устанавливающим взаимосвязь между объективными условиями и субъективным фактором, степенью сознательности и организованности людей в историческом процессе.

Идеалистический подход в понимании общества в целом можно свести к концептуальной идее. Общество - есть результат совместной деятельности людей в соответствии с выработанными ими ценностями. Общество как реальность воспринимается людьми тогда, когда осознается смысл предметной деятельности человека.

2. Экономическая сфера общества. Производительные силы и производственные отношения.

Уяснение данного вопроса окажет в последующем помощь при рассмотрении роли экономической сферы в структуре общественного сознания и понимании науки (экономики), которую будет изучать на третьем курсе.

Предлагается следующий вариант анализа содержания вопроса.

а) Рассмотрение процесса складывания общественных отношений и выделение главных из них: материальных и идеальных.

Анализ связей и отношений в обществе – величайшая заслуга К. Маркса, которая признана человеческим сообществом и сегодня.К. Маркс первым открыл и показал природу социальных отношений, где на первое место им были поставлены экономические отношения, как основа производительной деятельности человека, его труда.

Материальные отношения связаны у него с деятельностью людей по получению материальных благ путем преобразования вещества природы. Материальные отношения как структурно-образующий элемент общества есть прежде всего производственные отношения, характеризующие способ производства и общественную форму функционирования и развития производственных сил.

б) Для более четкого теоретического анализа общественных отношений Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Базис – это экономический строй общества, по-другому –это система производственных отношений. Над базисом, как фундаментом здания, возвышается надстройка, которая включает: общественное сознание; идеологические отношения; общественные учреждения и организации. На собеседовании будут рассмотрены идеологические отношения и обшественные учреждения, организации.

в) Для понимания диалектики общественного развития важное значение имеет вопрос о соответствии производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил. Это положение составляет краеугольный камень в материалистическом понимании истории.

Запомни:

Производительные силы определяют производственные отношения. А производственные отношения, в свою очередь, активно воздействуют на производительные силы. Диалектика производительных сил и производственных отношений раскрывает содержание и сущность способа производства и лежит в основе общественно-экономической формации.

г) Раскройте теперь содержание производительных сил. Развитие производительных сил связано с орудиями труда, которые вначале были орудиями индивидуального пользования. Фактором развития производительных сил является общественное разделение труда. Оно обеспечивает людям устойчивый источник получения средств существования, ведет к обмену продуктами труда.

Пока производственные силы носят частный характер, (представленный индивидуальными средствами труда) они не обеспечивают должного развития общества. Только общественный характер производительных сил с машинным производством, с развитой технологией труда обеспечивает наивысшую производительность труда, как одной из основ развития общества.

Сегодня научно – технический прогресс и модернизация экономической сферы, требуют использования новых технологий, материалов, автоматизации и информатизации производства, интеллектуализации труда.

д) Посмотрите теперь, как меняется характер производственных отношений в результате развития производственных сил. В результате устойчивого источника получения материальных средств, возникает наполнение и перераспределение их, что создает предпосылки развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Общество делится в результате на имущих и неимущих. Создается частная собственность – основа предпринимательской инициативы. Производственные отношения носят классовый характер.

Свободный наемный труд создает новые производственные отношения, которые способствуют переходу от одной экономической формации к другой, определяя тем самым социальный прогресс.

Производственные отношения должны постоянно совершенствоваться, прежде всего методы хозяйствования в них. Складывающиеся в их недрах противоречия, прежде всего стихийный (сегодня это прежде всего рыночные отношения) характер производственных отношений не обеспечивают автоматического развития производительных сил, становятся их тормозом. Почему сегодня заявляют о необходимости модернизации всех сфер общества.

е) Сделайте выводы. Экономический базис постоянно нуждается в обновлении производственных отношений. Первичность базиса, экономического строя к надстройке очевидна. Но диалектика такова, для формирования нового базиса нужна активная надстройка, активное участие людей в экономической сфере.

Укрепление экономической сферы – это экономическая составляющая национальной безопасности государства, это основа модернизации, технического перевооружения армии, требующей качественного человеческого материала и подготовки современных военных кадров на современном этапе.

3.Социальная структура общества.

а) Социальное (социум) понимается как общественное взаимодействие между группами, общностями, нациями, этносами.

Социальная упорядоченность возникает вследствие того, что ценности общества становится общими для тех или иных людей, ценности обладают притягательной силой. Таков идеалистический подход к пониманию социального можно видеть в социологических учениях, зародившихся в глубокой древности. Мо-цзы, Демокрит, Платон, Аристотель – движущие силы общества видели во взаимоотношениях между различными социальными слоями.

Попытки научного объяснения социального сделаны в Новое время учеными Вико, Монтескье, Вольтером, Руссо, Гердером. Они заключались в поиске закономерностей в связях между слоями людей. Вершиной научной мысли XIX века в социологии является учение французского учёного О. Конта, создавшего «научную социологию» на идеалистической основе.

Материалистическая позиция в объяснении социального изложена К.Марксом в материалистическом понимании истории (смотри материал первого вопроса данного собеседования).

Социальные общности людей в марксизме были впервые рассмотрены не безотносительно к группам людей, а представляют целостное общество, определяемое системой материальных отношений.

б) Понимание социальной структуры общества. Социальная структура общества выступает как неоднородное целое, состоящее из различных социальных групп, (социальных) общностей людей. На современном этапе развития науки оно понимается как гражданское общество. Природа любой социальной общности людей определяется ценностной составляющей.

в) Проиллюстрируем на примере нации. Характерными признаками нации и её представителей считаются общая территория, язык, экономика, психологический склад, национальный характер.

Исторический опыт свидетельствует, что любой признак нации может быть решающим. Например. Нация потеряла свои территории, а следовательно экономическую целостность. Люди разъехались по другим странам, но большие группы людей (диаспоры) сохраняют исторически сформировавшуюся национально-ценностную традицию и передают её новым поколениям. Нация существует, пока существует некоторая ценностная ориентация, позволяющая людям объединятся, составлять неизменное – установленное раннее – социальную общность.

г) В теории о социальной структуре общества наиболее сложной является учение о классах, классовом обществе, получившем новую интерпретацию – социальная стратификация общества. В учении о классах наиболее видно различие между позициями материалистов и идеалистов.

В.И. Ленин, давший определение классов, исходил из марксистского тезиса, что экономика, производство – базис для политической, социальной надстройки – классовой структуры общества.

Признаки класса по Ленину: место в исторически определенной системе общественного производства; отношение к средствам производства; способ получения и размер доли общественного богатства, которым они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (В.И. Ленин, Т.29, с. 388).

Классы вызваны историческим развитием общества, они обусловлены общественным характером разделения труда и появлением частной собственности на средства производства. Классы – явление историческое и преходящее, между ними есть антагонизмы и единство.

Учению марксизма о классах противостоит, разработанное П.А. Сорокиным учение о социальной стратификации общества, согласно которому общество делится на социальные слои или «страты». За основу деления общества приняты экономические , политические, биологические, расовые, религиозные признаки. Единства в выборе критериев нет. Среди критериев выделены: род занятий, район проживания, размер дохода и так далее. Социальная стратификация характеризуется мобильностью, т.е. перемещением людей из одной страты или класса в более зрелую высшую, как по горизонтали, так и по вертикали (справа влево, вверх вниз и наоборот).

Сторонники социальной стратификации обвиняют марксистов в классовой борьбе, антагонизме классов, диктатуре пролетариата, считая, что не может неимущий класс, находящийся по интеллектуальному уровню ниже вышестоящего класса овладеть и удержать власть.

Сторонники марксизма в свою очередь считают, что социальная стратификация как учение направлена на сокрытие решающего признака классового деления, где главный источник - это эксплуатация. Отношение людей к средствам производства дает единственно дает единственно верное понимание классов.

в) Необходимость понимания социальной проблематики общественного развития заключается в осмысленном восприятии процесса глобализации, так и современного кризиса общества. Сегодня все общества испытывают неуверенность как сегодняшнем, так в завтрашнем дне. Выход из кризиса западные ученые видят в концепции «жизнестойкого общества», которая базируется на оптимистических взглядах экономически, социально и идеологически преобразующей общество.

Основу концепция «жизнестойкого общества» составляет положение о глобалистической норме «пределов роста». Раз нельзя остановить развитие, т.е. модернизацию общества, необходимо взять за основу «жизнестойкий рост», т.е. приспособиться к природной и социальной среде. Появление данной теории вызвано неудовлетворенностью ценностями западного мира.

Другой путь выхода из кризиса ученые видят в новой общечеловеческой культуре, культуре взаимоотношений в области политики, экономики, идеологии. Гуманистическое начало (свобода, равенство, братство, справедливость) было и остается в основе общественного развития как основы преодоления отчуждения человека от собственности, власти. Гуманизм общества диктует такой тип развития, в фокусе которого находится личность, сущностные силы человека.

Какова сегодня структура российского общества общества наглядно наглядно видно по призыву в армию, но тем кто в ней служит. Оцените также раскол общественного мнения и раскол общества вообще в вопросе об армии.

4. Политическая организация общества.

а) Приступая в вопросу о политической организации общества, надо помнить, что политика есть выражение политических отношений, а политическая структура общества базируется на социальном фундаменте, социальной структуре общества. Материальная обусловленность социальной организации общества очевидна. Политические отношения складываются отнюдь не стихийно, а в результате сознательной деятельности людей.

Политические отношения – это общественные отношения, которые складываются по поводу осуществления политической власти и управления обществом, а политика– это участие людей в делах государства, это одно из государственных направлений по определению форм, задач, содержания деятельности государства. Участие людей в политике определяет политические отношения между ними, а их деятельность, осуществляемая через различные органы и учреждения получила название политической организации общества.

Политическая организация общества как часть надстройки – есть система учреждений и органов, создаваемых людьми по организации управления социальными процессами и сохранению политической власти. Политическая организация любого общества является сложной и многообразной. В её структуру входят:

- государство, с его организациями и учреждениями политической власти. Государство – ядро политической организации общества;

- Политические партии, представляющие интересы различных классов и слоев общества;

- общественные организации: профсоюзные, молодежные, спортивные и др.

- различного рода союзы, общества, общественные движения.

Тип политической организации, её социальный характер, определяется экономическим базисом. Тип политического устройства общества характеризуется политической системой общества. Политическая система как понятие шире политической организации общества, она включает:

- политическую организацию общества;

- политические и нравственные нормы, устанавливаемые партиями и государственными органами;

- политические отношения между различными социальными общностями;

- политическое сознание отдельных лиц и социальных слоев, как форму общественного сознания.

Развернутую характеристику этих понятий вы получите в учебной дисциплине «Политология», наша задача дать мировоззренческую оценку данных социальных явлений, выявить их связи и отношения для выработки понимания общественного развития на современном этапе, определения своей позиции и места в нем.

б) Итак ядро политической организации составляет - государство. Проблема государства, как никакое другое социальное явление, имеет сверх запутанный характер. Гегель придерживался теологической (божественной) природы государства. Совершенное государство будет тогда, если оно будет идти по пути христианского идеала. Гоббс, Руссо исходили из договорной теории государства. Она идеалистична потому, что начало государства усматривалось в сознании людей, их общем согласии, при достижении общественного договора.

Сегодня в науке господствует теория «неклассового государства», как государства всеобщего благоденствия, усилия которого направлены на достижения науки и техники по осуществлению программы «всеобщего благоденствия».

Наряду с идеалистическими подходами понимания государства в материалистическом подходе исходят из идеи историчности (не вечности) государства, его преходящем характере, возникновении, развитии и смене (как отрицании) без государственной общественной формой управления.

Государство – есть аппарат, машина, организация определенного класса (партии) для управления общественными делами в определенных целях.

Признаки государства: публичная власть; территориальное деление;

налоги, необходимые для содержания государственного аппарата и ее органов и учреждений, в том числе и армии.

Функции, задачи государства:

- внутренние;

- внешние (преимущество отдается внутренним функциям).

Функции, как главные направления деятельности по осуществлению государственных задач заключаются:

- внутренние - в государственном регулировании ряда экономических и культурных задач;

- внешние функции – выражают отношения данного государства с другим, а также обеспечение национальной безопасности.

Продолжая раскрытие структуры государства, обратите особое внимание на типы государства, формы государственного устройства, так как они устанавливают систему власти и государственное устройство.

Марксизм выделяет три типа государства: рабовладельческое, феодальное и капиталистическое (на смену последнему может прийти социалистическое).

Внутри каждого типа государства существуют различные формы. Изучение многообразных форм государства можно свести к формам правления, формам государственного устройства, определенным политическим режимам.

Форма правления – это система высших органов государственной власти и взаимодействие этих органов с гражданами, степень соучастия граждан в управлении делами государства.

Исторические формы правления: монархия; республика(см. Новгородская республика в средние века).

К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство; федерацию (См. Конституцию РФ).

От формы правления и государственного устройства следует отличать политический режим государства. Термин политический режим потребляется для обозначения метода, способа осуществления власти, властных полномочий.

Истории известны: режимы парламентаризма, демократии, фашизма, диктатуры (например, буржуазии или пролетариата).

в) Политические режимы, формы правления всецело зависят от наличия и зрелости политических партий. Общество стремится уйти от монополий власти одной партии. Демократия исходит из наличия двух и более партий (многопартийности) выражающих основные политические интересы больших слоев народа. Партийная зрелость лидеров партий позволяет им осуществлять государственное управление в сотрудничестве с основными слоями народа, например, средним классом, составляющим основную силу многих западных государств. Среднему классу, как основному производителю материальных богатств общества и составляющему до 80% населения этих стран, и предстоит миссия исторического развития общества. В России такой класс и партии, выражающие его интересы, только начинают складываться. Среднему классу принадлежит идея создания правового государства.

г) Приступая к вопросу понимания армии, а сегодня и ее нового облика начните с определения. Армия – (по определению Ф.Энгельса) – организованное объединение вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной или оборонительной войны.

В научной литературе оно рассматривается как классическое. Почему? Посмотрите на признаки армии:

- армия – это социальный институт, содержащийся государством, один из основных элементов политической организации общества;

- армия – это вооруженная организация, предназначенная для использования оружия, как сильнейшего средства насилия. (Вместе с армией – она есть ядро, в военную организацию государства входят силовые структуры – МВД и внутренние войска, ФСБ и пограничные войска, МЧС); армия предназначена для достижения политических целей как – то: ведения или предотвращения войны, обеспечения суверенитета государства, установления политического господства партий.

Сущность и предназначение армии в наиболее общем виде выражается в социальном типе и выполняемых функциях.

По социальному типу выделяют армии антагонистического и неантагонистического общества.

Тип армии выражает политическую сущность, определяет ее общее предназначение. Армия, исходя из ее типового понимания, выполняет, либо обеспечение власти господствующего слоя, либо служит инструментом регулирования отношений в политической системе общества.

Функции армии принято подразделять на внутренние и внешние, при этом определяющей функцией выступает связь решаемых армией задач внутриполитической и внешнеполитической деятельности и целями государства. Армия имеет определенную организационную структуру – форму армии. Сюда относят: принципы комплектования и управления, способы снаряжения и вооружения войск, численность, состав армии, удельный вес военной техники, деление ее на соответствующие боевые единицы и т.д.

Известны следующие исторические формы армии: милиционная, наемная, регулярная массовая и профессиональная.

Армия в политической системе общества выступает как субъект и объект политической деятельности. Армия прежде всего объект воздействия государственного аппарата, т.к. она существует для обеспечения внешней безопасности и суверенитета государства. Как субъект политики она (армия) зависит от четкого определения социальных, политических и соответственно военных функций, политических решений, связанных с использованием армии.