Христианская философия Аврелия Августина

Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма.

Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Богом из ничего по доброй воле. Человек представляет собой симбиоз материального тела и разумной души (независимая от тела духовная субстанция, обладающая способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (идеи) в свете божественного просвещения). Человек наделён свободой воли, которая сводится к свободе выбора между добром (спасением) и злом (гибелью). Стремясь спасти свою бессмертную душу, человек подчиняется :

-) божественным заповедям ;

-) божественному руководству, в силу греховной природы человека, т.к. Адам передал волю, отягощенную грехом.

Стремление человека к счастью должно выражаться в познании Бога и уяснение зависимости от него.

Две проблемы :

-) Динамика человеческой личностиИсповедь») – психологический самоанализ личности позволил вскрыть «темные бездны» души. Это требует божественной благодати и выхода личности из духовной инерции, которые обусловят спасение. При этом бытие Бога можно вывести из самосознания человека, а не из анализа устройства мироздания.

-) Динамика общечеловеческой историиО граде Божием») :

--) Град земной – государственность, основанная на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, что тем не менее, не отменяет государственной власти, так как насилие носит неизбежный характер.

--) Град Божий – духовная общность, основанная на любви к Богу, доведенной до презрения к себе, которая институционально воплощается в объединении людей в рамках церкви и религиозной общины.