Черты славянофильства :
(Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) :
-) идея своеобразного пути развития России ;
-) признание главенства православия ;
-) признание свободы слова, печати, суда, образования ;
-) против бюрократизма за права личности и общества ;
-) приоритетное внимание не государству, а развитию народных форм жизни ;
-) идея органического саморазвития народной жизни ;
--) «земля» (народ и общество) есть начало общинное и личное, она противопоставляется
--) государству как началу принуждения и насилия.
Европа | Русь |
Государства образованы путём завоевания и насилия | Мирное возникновение государства |
Развитие – путем вражды и переворотов | Мирный рост |
Договорные, условные, недоверчивые и враждебные отношения между людьми и сословиями | Естественные, свободные, миролюбивые отношения |
Церковь смешалась с государством | Церковь не смешана с мирскими целями |
Формальные законы | Обычаи, суд по совести |
Частная собственность, индивидуализм | Общинно-семейная собственнсть, коллективизм |
Индивидуализированный быт | Главное – благо семьи |
Материальная жизнь, тяга к роскоши и богатству | Духовная, простая, скромная жизнь |
Утрата веры, много мнений, безрелигиозность | В народе – истинно христианская вера |
Нет предрасположенности к христианской духовности (культ силы и пр.) | Общинно-семейный быт и восприятие христианской духовности |
Рационализм, светскость, своемыслие западной церкви | Верность преданию церкви православной |
Раздвоение христианства на католичство и протестантизм | Единство православия |
Культ личной свободы, произвол, эгоизм | Христианская форма реализации свободы – в самосовершенствовании |
Самодовольство, гордость | Смирение, кротость, самоотверженность |
Рационализм, формализм знаний, власть анализа | Цельность мировоззрения, верность христианскому преданию |
Раздвоение быта и духа | Единство духа и быта |
Исчерпанность духовных начал | Духовное лидерство во всемирной истории |
Черты западничества :
(Грановский Т.Н., Кавелин К.Д., Станкевич Н.В., Герцен А.И., Белинский В.Г.)
-) недостатки России не субстанциональны, а вышли из несчастного исторического развития ;
-) надежда на просвещение народа и гуманизм ;
-) одобрение реформ Петра I, который открыл путь России к европейской цивилизации.
Западники | Славянофилы |
Идеал автономной от общества личности | Цельная, слитая с обществом личность |
Субъект свободы – индивид | Субъект свободы – общность людей |
Условие свободы – рационализация и индивидуализация сознания | Апология нерефлексивной веры |
Слитность с природой на основе рефлексии | Слитность индивидов с церковью |
Приобщение людей к общечеловеческому началу, к универсальности разума | Христианский универсализм, отождествление общечеловеческих ценностей с православием, а русский народ – с человечеством |
Философия сознательного действия | Историю движет иррациональная стихия |
Идеализация идей Просвещения, допущение резких скачков развития | Критика принципов Просвещения и революции, идеал – в непрерывности развития |
Правовой порядок | Связь на основе общей веры, традиций и обычаев |
Народ должен быть интеллигенцией превращен в нацию, т.е. индивидуализирован мыслью | Возвращение интеллигенции в народ |
Главный враг – докапиталистический уклад, идеализация либерально-буржуазных ценностей, апология Петра I | Идеал – докапиталистический тип личности и общества, апология допетровской Руси |
Одобрение буржуазного пути развития | Отрицание капиталистического пути |