Русский консерватизм

(Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, А.А. Фишер, С.С. Уваров, К.Н. Леонтьев)

Необходимость возведения «умственных плотин» для появления политической благонадежности. «Якорь спасения России» – в «священных началах» народной жизни :

-) идеалы православия («православие»),

-) следование самодержавным принципам управления государством, («самодержавие») и

-) признание православного единства монарха и народа («народность»).

Политический авторитаризм должен сочетаться с этатистскими установками и с необходимостью решения всех возникающих вопросов силами государственного аппарата, исходящими сверху правительственными распоряжениями. Правительство есть источник общественной заботы, порядка, нравственности и культуры народа. Вне государственного порядка царит хаос отдельных личностей. Государство сакрализировалось, все его решения объявлялись незыблемыми и обязательными для исполнения во имя поддержания общественного порядка.

 

Русский анархизм М.А. Бакунина

Основа анархизма – мистика отрицания и борьбы, находящая творческую силу и диалектическую ценность лишь в отрицании. «Философия дела» исходит из восприятия дела перехода мысли в действительность, дело есть выход в подлинную реальность (■ «Истина не теория, но дело, сама жизнь»). Атеизм основывается на мысли, что если Бог существует, то человек – раб, но так как человек может и должен стать свободным, следовательно, Бога нет. История есть шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Человек – должен быть полностью свободен и от религии и от государства как низших ступеней развития человечества. Государство есть тиран и эксплуататор, опирающееся на фикцию Бога.

Будущее общество – строй ничем не ограниченной свободы, независимость человека от всякой власти. В этой связи анархизм выступил против марксизма с его «диктатурой пролетариата» и отстаивал идею социалистического общества, основанного на коллективном владении средствами производства, на равенстве, свободе и справедливости. Социально-экономические преобразования строятся на отмене наследственной собственности, на передаче земли общинным труженикам, а фабрик и заводов – ассоциациям рабочих. Идея ликвидация брака и семьи была связана с необходимостью организации общественного воспитания детей. Теория гуманного эгоизма строится на том, что истинно свободным людям власть не нужна, т.к. люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу.

 

 

Эсхатологическая историософия В.С. Соловьёва

Исторический процесс – продолжение космического процесса – становление абсолютного в другом, в хаосе бытия. Торжество добра связывается с воплощением божественной идеи в мире путём всеединства как подлинной вселенской гармонии – воссоединение церквей :

--) восточной (мистицизм) и

--) западной (наднациональная духовная власть, независимая от государства) церквей.

Россия призвана упразднить вражду Востока и Запада.

Идеал общества формируется на основе христианских ценностей – свободная теократия – нравственная власть – у Церкви, сила – у Царя с условием подчинения государства Церкви. Христианское государство содействует мировому сближению народов (■ «люби все другие народы как свой собственный»).

В конце жизни у Соловьёва рухнула вера в прогресс, появились нотки эсхатологизма, веры в наступление скорого конца истории, когда исчезнет христианское общество на фоне конфликта Востока (Китай, Япония) и Запада. Грядёт завоевание Европы желтой расой, неминуемо появление антихриста (он будет красив, умён, образован), который завоюет весь мир, но ничтожным образом погибнет и наступит торжество добра.