Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте (Г. Риккерт) :
-) отказ от вневременного, статического идеализма в пользу историчности познания ;
-) отказ от абстрактной всеобщности в пользу ни к чему не сводимой иррациональности индивидуального ;
-) отказ от систематического мышления и философской тематизации жизни с требованием её категориального познания (Э. Ласк).
Проблема интерпретации гуманитарных наук.
Науки :
-) «генерализирующие» (обобщающие, «номотетические») – науки о природе – направлены на общее, упрощают действительность, так как основаны на отборе и выявляют естественные законы ;
-) «индивидуализирующие» (гуманитарные, «идиографические») – науки о духе – направлены на анализ единичных, уникальных явлений, имеют дело с миром ценностей и долженствования (В. Виндельбанд).
Два способа рассмотрения материи опыта :
-) общее – выходит на категорию закона, обладающего регулятивным значением ;
-) индивидуальное (категориальная форма индивидуального) – имеет конститутивное значение (Г. Риккерт).