Персонализм

Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир представляется проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Впервые термин персонализм употребил Ф. Шлейермахер в работе «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799).

Основы персонализма заложены в антифизикалистских и антинатуралистических интерпретациях природы человека :

-) внутренний опыт человека первичен по отношению к враждебному окружающему миру (М.Ф.П. Мен де Биран) ;

-) разграничение между :

--) пространственным миром статического необходимого закона и

--) спонтанным, активным, развивающимся миром живущих индивидов (Ф. Равессон) ;

-) «философия чувства и веры» (Ф. Якоби) ;

-) «теологическая этика» (Х. Тиллике) ;

-) «социальное христианство» (Ш. Пеги) ;

-) концепция надвитального предназначения человека (М. Шелер) ;

-) философская традиция экзистенциализма.

Личность понимается не как реальная человеческая личность, но как «первоэлемент» бытия, как определённая духовная сущность, которой свойственны активность, воля, самосознание. Личность трактуется как категория высшего порядка и в онтологическом (как реальность), и в аксиологическом (как ценность) планах. ■ «Абсурдной является сама идея реальности, трансцендентной по отношению к совокупности всех сознаний. Личность и ее опыт суть единственные реальности» (Б.П. Баун).

Три вектора существования личности :

-) экстериоризация – самоосуществление личности вовне, в миру (■ «деятельность человека – это его завершение, ткань его жизни» (Э. Мунье)) в форме искусства, личного общения, коммуникации, где «встреча «Я» с «Ты» задаёт особые формы существования – прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух «Я» есть ■ «незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений» (Э. Мунье), а горизонт коммуникативной сферы задаётся через перспективу трансценденции : ■ «чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем ; для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог» (М. Недонсель) и именно в этом смысле личность становится творческой и творящей ;

-) интериоризация – духовная самоуглублённость, то есть, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире, в пространстве свободы : ■ «наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении – это потребность человеческой души в свободе» (Р.Т. Флюэллинг), то есть, благодаря субъективному, внутреннему жизненному опыту человек точнее и глубже познаёт реальность, чем благодаря информации, получаемой извне в процессе восприятия ;

-) трансценденция – (■ «бездна личностной трансценденции» (Э. Мунье)) – ориентация на высшую самореализацию, возможную как в стремлении к высшим божественным ценностям – истине, красоте, благу, так и в акте веры как духовного единения (коммуникации) с Богом : ■ «Верование в Бога имплицировано в элементарнейшем и глубочайшем виде человеческого поведения – факте доверия», что дополняется аргументацией герменевтического характера : «Человек – это требование смысла, Бог – это смысл мира, мир – это язык Бога» (Ж. Лакруа).

Вся история человечества есть история развития персонального духа, стремящегося к достижению царства Божьего (Р.Т. Флюэллинг), личность же рассматривается как единственный субъект истории и культуры в противовес народным массам, которая должна утвердить в процессе взаимодействия с природой и обществом свою самость, своё неповторимое и уникальное «Я» (Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О, Лосский).