Коллективное бессознательное Карла Густава Юнга

Либидо понималось как жизненная энергия вообще. Сексуальность есть лишь одно из многих влечений в психике. Человек не есть только продукт детских переживаний (Фрейд), но он определяется еще и своими целями, ожиданиями и надеждами. Существует также опыт человека, унаследованный от своих предков (коллективное бессознательное). «Аналитическая психоло­гия» посвящена учению о коллективном бессознательном, в котором утверждается, что бессознательное структурировано символически.

Два уровня бессознательного :

-) Индивидуальное бессознательное – отражает опыт отдельного человека, то есть это образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или вытесненные (■ воспоминания, импульсы, желания, нечеткие восприятия, личный опыт).

-) Коллективное бессознательное – неизвестный индивиду уровень психической деятельности, аккумулировавший общечеловеческий, расовый, национальный опыт, включая опыт животных предков.

Архетипы – врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, символические образы, априорные организаторы нашего опыта, которые обнаруживаются в виде эмоций в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах, а также в творениях культуры. В частности, эволюция культуры выводится из мифических вневременных свойств человеческой души. Архетипы связаны с важнейшими моментами жизненного опыта – рождение, смерть, стадии жизненного пути (детство, юность), как реакция на смертельную опасность.

Типология архетипов :

-) Персона – рациональный образ, маска, которую каждый надевает, общаясь с другими людьми c целью принятия его обществом. Персона, как правило, не совпадает с подлинной сущностью индивида и соответствует т.н. ролевому поведению.

-) Анима и анимус – каждый человек несёт в себе характеристики противоположного пола. Анима – женские (феминные) черты в мужском характере, анимус – мужские (маскулинные) характеристики в женском. Данная тенденция проистекает из того времени, когда мужчины и женщины усваивали эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.

-) Архетип тени – обратная сторона Я – наследие низших форм жизни. Это совокупность наших аморальных, неистовых желаний и поступков (■ «что-то на меня нашло»). Это также и источник спонтанности, творческого порыва, озарений и глубоких эмоций.

-) Я – создаёт единство и стабильность личности. Я есть порыв к самоактуализации, оно сочетает и гармонизирует все аспекты бессознательного.