Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера

Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуальности.

Факт наличия

-) подобия («породнённости») и

-) различия («чужеродности») между автором текста и читателем.

Взаимосвязь языка и человека :

-) язык зависит от человека, создаётся человеком, им модифицируется и развивается, то есть, индивидуальное (человек) определяет общее (язык), что порождает

--) психологический метод понимания на основе анализа «души автора», его уникального и своеобразного способа мышления и миропонимания ;

-) человек зависит от языка, находится во «власти языка», так как общее (язык) обусловливает индивидуальное (человек), соответственно, любая индивидуальная мысль определяется той языковой общностью, к которой принадлежит человек, что является основой для

--) грамматического метода – раскрывает понимание, исходя из «духа языка», как связанное и обусловленное этим духом.

Произведение есть результат «борьбы» между общностью языковых норм и творческой индивидуальностью автора.

 

«Наличие» и «понимание» Мартина Хайдеггера

«Экзистенциалы» человеческого бытия – не понятия «субъект», «объект», «дух», «материя», «познание», а

-) «наличие» – человеческое бытие определяется не мышлением, а фактом своего присутствия в мире, наличием человека, то есть, человек сначала есть (положен), а затем мыслит, значит, человек извечно, изначально втянут в бытие ;

-) «понимание» – втянутый в бытие (положенный) человек находит себя, «перенаходит» себя в мире, в определённом месте и в определённое время, будучи сам для себя средством понимания себя, что реализуется благодаря толкованию и интерпретации.

Человеческое бытие герменевтично – человек пытается ответить на вопрос о том, как устроено то «сущее», бытие которого заключается в понимании. В понимании (когда мир и человек неразделимы) формируется сознание и мышление, то есть, человек превращается в субъект, а мир – в объект и они разделяются. Язык мысли и поэзии начинается с призыва мира, который ожидает в своей смысловой полноте, чтоб человек дал ему слово, «сказал» его.