Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что очерчивает пределы мысли людей, лишая их развитие прогресса и смысла. Историю культуры формируют эпистемы (действуют в том числе на бессознательном уровне) – система всех отношений, существующих в данную эпоху между разными областями знания, которая создаёт субъекта через навязывание определённых взглядов, концепций, научных теорий, признаваемых в статусе истинных.
Три эпистемы :
-) «ренессансная» (XVI век) ;
-) «классическая» (рационализм XVII‑XVIII веков) ;
-) «современная» (от рубежа XVIII‑XIX веков по наше время).
Вместо традиционной «диалектической» философии появляется философия трансгрессии – предполагает выход за пределы базовых философских оппозиций, ценностей и смыслов западного культурного мира, установившихся под диктатом разума.
«Генеалогия власти» описывает современную власть как скрытую, распылённую и тотально присутствующую во всех порах социального. Власть организует социум по принципу «всеподнадзорности», а также порождает познающего, способы познания и само познаваемое с помощью дискурсивного насилиякак нового типа социального контроля, при котором индивиды контролируют себя сами, ориентируясь на установившийся в обществе характер мышления и поведения, который воспринимается как норма (дискурс).
Классификация форм социального контроля :
-) дискурсивный контроль (постмодернистское общество) ;
-) правовой контроль (общество модерна) ;
-) силовой контроль (традиционное общество).