Три направления в философии

Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, существуют направления :

-) Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего.

--) существование субстанции невозможно доказать путём «обобщения опыта», то есть, через указание на общее в чувственно воспринимаемых явлениях, значит, «нет иной субстанции кроме Духа или того, что воспринимает» (Беркли) ;

--) субстанция существует в- и через тела природы, отождествляясь с природой, Богом, (в том числе в виде «в модусе») тела человека, а «мышление» и «протяжение» не две субстанции, а два атрибута одной субстанции, которая активна и является «причиной самой себя» (Спиноза) ;

--) субстанция – внутреннее противоречие, имманентная необходимость саморазвития предмета, момент развития абсолютной идеи, следовательно, она идеальна (логическая категория, фаза развития мышления) (Гегель) ;

--) субстанция – одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, это есть форма причинного объяснения объективного мира (диалектический материализм).

-) Дуализм– (лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального :

--) феноменальный мир «вещей для нас» и ноуменальный, априорный мир «вещей в себе» (Кант) ;

--) из всего внешнего ясно и отчетливо воспринимается только протяженность (нельзя представить фигуру иначе, чем в пространстве), но можно представить протяженность без фигуры, а значит существует :

---) духовный мир – субстанция мыслящая (предмет изучения теологии) и

---) материальный мир – субстанция протяженная (исследуется естествознанием), мы знаем о материи, что она есть, лишь потому, что она протяженна (Декарт).

-) Плюрализм (лат. pluralis - множественный) – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (в онтологии), оснований и форм знания (в гносеологии) :

--) идея уникальности каждой личности (персонализм),

--) конвенционализм (А. Пуанкаре),

--) прагматизм (У. Джемс).