Разновидности агностицизма

-) Скептицизм – исходил из учения софистов (V- IV вв. до н.э.) с их утверждением о том, что человек есть мера всех вещей (Протагор, Горгий). Исповедовался принцип относительности человеческого познания и его формальная недоказуемость. Ощущения – достоверны, суждения же – недостоверны. Притязания на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна. Всякое знание недостоверно, чувства вводят нас в заблуждение. Главное – воздерживаться от суждений для душевного спокойствия (атараксии), что станет возможным путём ответа на три вопроса :

-) из чего состоят вещи – не знаем ;

-) как мы должны к ним относиться – воздерживаться от любых суждений ;

-) какую выгоду получим из нашего к ним отношения – невозмутимость (Пиррон, Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик).

-) Юмизм (XVIII в.) – все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а значит, человеку невозможно решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности, тем более, что основополагающий закон познания – закон причинности есть лишь представление, взаимосвязь идей в сознании человека. Человеческое познание есть лишь цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений (Юм).

 

-) Кантианство(конец XVIII в.) – существует граница между познанием и действительностью, познание есть выстраивание мира феноменов при невозможности ответить на вопрос о мире вообще, так это есть мир непознаваемых «вещей в себе» (Кант).

-) Конвенционализм(лат. conventio – договор, соглашение) – философское направление, подчеркивающее, что природа понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на целесообразном соглашении ученых. Отношение факта к высказыванию – условно, так как невозможно «проверить» понятие на практике, оно есть функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Соответственно, возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях (Пуанкаре).

-) Перспективизмфилософское воззрение, согласно которому всякое познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего, следовательно, невозможно прийти к единой общезначимой истине (Ницше, Ортега‑и‑Гассет, Дильтей), что обусловлено

-) наличием бесконечного множества простых субстанций, для каждой из которых имеется свой мир (Лейбниц) ;

-) тем, что каждый индивид смотрит на мир, находясь в своей «раковине» (Ясперс).