Эмпирическая концепция теории познания

Эмпиризмнаправление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем самым эмпиризм выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума (как это представляется в рамках рационализма), а из опыта.

-) Идеалистический эмпиризм – ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая при этом, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус).

-) Материалистический эмпиризм – источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, П.‑А. Гольбах, К.‑А. Гельвеций).

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) философское направление, признающее чувственный опыт в качестве достаточного источника для достоверного знания. Понятие сенсуализм связано с более широким по объему понятием эмпиризм, указывающим на опытное происхождение знания, где под опытом подразумевается главным образом чувственный опыт. Своеобразным философским лозунгом сенсуалистов является следующее высказывание, появившееся еще в античности : «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах», что противостояло

-) учениям о врожденности (Декарт, Лейбниц) или

-) априорности (Кант)

знания. Сознание сравнивается с «чистой доской» (лат. tabula rasa), на которой чувственный опыт пишет свои «письмена» (Локк).