Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы

Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то есть, причина самой себя (causa sui). Многообразие отдельных вещей есть совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции.

Атрибут есть неотъемлемое свойство субстанции, число атрибутов бесконечно, но конечному человеческому уму открываются только два из них – протяжение и мышление. Достижение адекватных истин возможно за счёт того, что человеческая душа как модус атрибута мышления единой субстанции способна постичь всё, что вытекает из субстанции согласно установкам рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия (■ «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Адекватная истинность предполагает связность всех истин в разуме, который развивает свои положения по строгим законам дедукции, действуя как «некий духовный автомат».