Докритический период

Первостепенное внимание уделялось естественнонаучной проблематике, идея создать историю неба, земли и человека, т.е. естественную историю.

-) До Канта считалось, что

--) весь мир есть сложная иерархия образований. Монада (дом без окон и дверей) – простейшее образование, но они различаются по степени сложности. Мир не однообразен, это постоянно возрастающая прогрессия, в которой все сложилось сразу. Отсюда появился тезис о «предустановленной гармонии», где исключено развитие – т.н. монадология (Лейбниц) ;

--) попытка объяснить движение тел в пространстве исходя из законов тяготения (Ньютон).

-) Кант – применил законы механики к объяснению мира. «Всеобщая естественная история и теория неба» – гипотеза Канта‑Лапласа – с помощью механических законов можно объяснить происхождение солнца и других небесных тел : ■ «Дайте материю, и я построю мир». (■ Открытие законов – замедление вращения земли из-за притяжения луны, вселенная состоит из связи материальных частиц).

Но из механических законов нельзя объяснить происхождение живого организма, то есть нельзя понять, как возникает жизнь. Законы разума достаточны для определения природы, но недостаточны для определения живой материи, то есть нельзя вывести организм из механизма. Организм несёт в себе особого рода причину, он целесообразно устроен (■ приспособляемость к условиям среды), т.е. в организме есть целесообразные формы, а в механизме цели нет. К тому же человек действует целесообразно, эти цели задаются разумом, соответственно, человек есть целеполагающее существо).

Три мира :

-) мир природы, в нем – механическая необходимость, феноменальная история – история природы ;

-) трансцендентальная природа (мир человека, природа разума) – человеческая природа, она находится за пределами чувственного мира, это не бог и не природа, но в то же время что-то человеческое. Это особая способность, позволяющая человеку жить в мире, это область свободы, которая подчинена нравственным законам. Человек морален не в силу физической, а в силу разумной природы ;

-) трансцендентная природа – божественная – то, что находится по ту сторону человека.