Критический период

 

«Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (1790)
«Что я могу знать ?» «Что я должен делать ?» «Почему природа прекрасна и целесообразна ?»
Исследование априорных форм чувственности, рассудка и разума. Исследование априорных форм нравственного поведения. Исследование априорных форм эстетической и целеполагающей способности суждения.

 

-) Понятийный аппарат кантовской философии

 

Мир природы Мир человека
Теория познания Имманентный мир Трансцендентный мир
Явление Сущность
Феномен Ноумен
Апостериорное знание Априорное знание
«Вещь для нас» «Вещь в себе»
Теоретический разум Практический разум
Этика Гипотетический императив Категорический (аподиктический) императив

 

-) Априорное знание

--) имеет опытное содержание и врождённую (априорную) форму, которая ему предшествует и его упорядочивает ;

--) содержание знания изменчиво, зависит от опыта, форма знания всегда постоянна, зависит только от человека ;

--) каждая из познавательных способностей (чувственность, рассудок, разум) имеет свои априорные формы ;

--) форма знания определяет всеобщность и необходимость его содержания.

Разновидности знания :

--) несовершенное ;

--) совершенное (научное) – достоверно, всеобще, необходимо, априорно :

---) аналитическое знание (объясняющее) содержание предиката вытекает из содержания субъекта (■ «все тела протяженны», т.е. отсутствует новое знание) ;

---) синтетическое (приращивающее) знание – содержание предиката добавляется к субъекту извне (■ 7+5=12).

-) Классификация суждений

--) Апостериорные аналитические – невозможны.

--) Апостериорные синтетические – в составе несовершенного знания (■ «этот дом стоит на пригорке»).

--) Априорные аналитические – в составе совершенного знания (■ «квадрат имеет четыре угла»).

--) Априорные синтетические – в составе совершенного знания (■ «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками»). Благодаря априорным синтетическим суждениям приобретаются новые суждения, происходит расширение знания, но их предикаты возникают не из чистого сознания, они уже имелись в субъекте суждения, то есть, это трансцендентальное единство апперцепций.

-) Трансцендентальная апперцеция

Трансцендентальный – то, что предшествует опыту, делая возможным опытное познание.

Динамика процесса познания :

--) трансцендентное – то, что находится за пределами опыта – «мир вещей в себе», непознаваемая объективная реальность, о ней существует только предельно абстрактное понятие (ноумен)

--) ощущения →

--) апостериорная (послеопытная) область объектов опыта (наука, истина, природа), которая структурно организуется априорными средствами

--) трансцендентальные способности субъекта, которыми порождаются априорные средства

--) трансцендентальная апперцепция – единство самого познающего субъекта, который с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты.

-) «Вещь в себе»

--) Синоним объективной реальности, дает содержание нашему познанию. Форма знаний определяется субъектом, содержание знаний – берётся из мира.

--) Предельное понятие, полнота наших знаний о мире.

--) Сфера трансцендентной реальности (Бог, бессмертие, свобода, душа).

 

Познавательные способности Априорные формы Функции Науки
Чувственность Пространство и время Упорядочение ощущений в пространстве и времени Математика
Рассудок Категории Категориальный синтез явлений в научном знании Естественные науки
Разум Идеи Попытки мыслить абстрактные представления (Бог, мир, душа) без опоры на опыт Философия

 

-) Формы чувственности– пространство и время

Существуют врождённые (априорные) структуры, упорядочивающие в пространстве и времени ощущения субъекта и создающие явления созерцаемого объекта.

Пространство – априорная форма внешнего чувственного созерцания, которая обосновывает всеобщность и необходимость всех геометрических суждений.

Время – априорная форма внутреннего чувственного созерцания, которая обосновывает всеобщность и необходимость всех арифметических суждений.

■ «Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения. Только явления суть сфера приложения понятий пространства и времени, а за их пределами невозможно объективное применение указанных понятий».

-) Формы рассудка – категории

Рассудок есть высшая познавательная способность мыслить понятиями или категориями, то есть, представлять себе нечто посредством понятий. Категории – априорные структуры мышления, формы мыслей, придающие научному познанию всеобщность и необходимость.

Классификация категорий (четыре группы, по три в каждой (третья – синтез первых двух)) :

--) Категории количества (т.н. математические)

---) единство (мера),

---) множественность (величина),

---) всеобщность (целокупность) ;

--) Категории качества (т.н. динамические)

---) реальность,

---) отрицание,

---) ограничение ;

--) Категории отношения

---) субстанция (самостоятельное существование),

---) причинность и зависимость (причина и действие),

---) общение (взаимодействие, содействие, общение между действующим и подвергающимся действию) ;

--) Категории модальности

---) возможность – невозможность,

---) существование – несуществование,

---) необходимость – случайность.

-) Идеи разума

Разум – способность познания, выходящая за пределы возможного опыта, стремящаяся к абсолютному знанию, обосновывающему все конечные и относительные знания, то есть стремление к познанию «вещей в себе». Идея – априорная форма рассудка – понятие об абсолютном, о «вещи в себе» : ■ «Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет».

Три идеи разума :

-) идея души (предмет психологии) ;

-) идея мира (предмет космологии) ;

-) идея Бога (предмет теологии).

-) Антиномии

Объективность противоречий в познавательной деятельности связана с попытками разума сделать предметом своих размышлений эмпирически необоснованные абстракции, что подтверждается наличием антиномий.

Антиномия – противоречие между двумя утверждениями, каждое из которых в одинаковой мере доказательно :

--) мир имеет начало во времени и пространстве / мир бесконечен ;

--) всякая сложная субстанция состоит из простых вещей / в мире нет ничего простого ;

--) в мире существует свобода / всё подчинено законам природы ;

--) существует некое существо (Бог) как первооснова мира / никакого абсолютно необходимого существа нет.

Агностицизм выражается в том, что человек может знать только

--) явления вещей («вещь для нас», явление, феномен), но не

--) вещи сами по себе («вещь в себе», сущность, ноумен).

Вытеснение знания верой обосновывается тем, что бытие Бога, бессмертие души и свободу воли нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами науки, в них можно лишь верить.