-) Классическая(корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знания :
I. объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, П.‑А. Гольбах, К.‑А. Гельвеций, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс, В.И. Ленин) ;
II. содержанию идеальной сферы (имманентным характеристикам Абсолюта) :
--) содержанию «мира идей» (Платон),
--) абсолютной идеи (Гегель),
--) врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт),
--) чувственным ощущениям субъекта (Юм, Беркли),
--) априорным формам мышления (Кант).
-) Теория когеренции(от лат. cohaerentia – внутренняя связь) – истина есть внутреннее соответствие элементов знания друг другу в пределах некоторой концептуальной системы. Истина основана на согласованности предложений в определенной системе, то есть новое предложение истинно, если оно не нарушает внутренней системной непротиворечивости. Система же в данном случае уподобляется языковой структуре, дедуктивно развитой из совокупности исходных аксиом, а значит, истина – это феномен сугубо языкового ряда, который конституируется в контексте проблемы верифицируемости (О. Нейрат, Р. Карнап).
-) Прагматическая концепция – рассматривает истину как соответствие знания и его конечного результата. Истина отождествляется с практической полезностью, эффективностью, она связана с практической пользой, с выгодой (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).
-) Конвенционализм (от лат. conventio – договор, соглашение) – истина выступает продуктом соглашения научных понятий и теоретических построений между учеными, т.е. дефиниция истины и ее содержание носят условно-договорный характер (А. Пуанкаре).
-) Экзистенциалистская концепция – истина субъективна, это форма психического состояния личности (Кьеркегор), а ее основными понятиями являются экзистенция, страх, отчаяние, любовь и вера в Бога. Уловить (но не понять) истину можно в пограничной ситуации – когда происходит освобождение из-под власти предметного мира и человек испытывает подлинное существование.
-) Феноменологическая концепция – истина есть :
--) процесс наполнения интенции (направленности сознания на предмет) бытийным содержанием (Э. Гуссерль) ;
--) ценность, которая «не существует, но значит» (Г. Риккерт) ;
--) спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман).