Абсолютная и относительная истины

Абсолютная и относительная ис­тины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается :

-) как полное, исчерпываю­щее знание о действительности. Это – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

-) как тот элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторо­нах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объек­тивной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины

-) либо заменяются новы­ми (■ классическая механика сменилась квантовой),

-) либо опровергаются и становятся заблуждениями (■ «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, фло­гистоне).

Диалектика абсолютной и относительной истин.

На базе признания единства законов природы и законов мышления утверждается, что абсолютная истина равна сумме относительных истин, но процесс приближения к абсолютной истине – асимптотический (никогда с ней не совпадет). Практика как материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека по освоению и преобразованию природных и социальных объектов и систем есть критерий истины (диалектический материализм).