Эволюционная эпистемология

-) Эволюционная эпистемология Герхарда Фоллмера

Гипотетический реализм как комплекс недоказуемых, но очевидных постулатов есть главная философская предпосылка эволюционной эпистемологии.

Постулаты гипотетического реализма :

-) постулат реальности – имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания ;

-) постулат структурности – реальный мир структурирован ;

-) постулат непрерывности – между всеми областями действительности существует непрерывная связь.

-) постулат о чужом сознании – также как и я, другие индивиды имеют чувственные впечатления и сознание ;

-) постулат взаимодействия – наши чувственные органы аффицируются реальным миром ;

-) постулат функции мозга – мышление и сознание являются функциями мозга как естественного органа ;

-) постулат объективности – научные высказывания должны быть объективны ;

-) постулат эвристичности – рабочие гипотезы должны содействовать исследованию, а не затруднять его ;

-) постулат объяснимости – факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством «естественных законов» ;

-) постулат экономии мышления – следует избегать ненужных гипотез.

Тезисы гипотетического реализма позволяют прийти к мысли, что имеется реальный мир, он имеет определённые структуры, которые частично познаваемы. Теория эволюции подводит к мысли, что познавательный аппарат и поведение любого живого существа служат для его взаимодействия с реальным миром (■ «субъективные познавательные структуры соответствуют миру, так как они сформировались в ходе приспособления к этому реальному миру. Они согласуются (частично) с реальными структурами, потому что такое согласование делает возможным выживание»).

Формы восприятия и мышления человека преимущественно приспособлены к миру его повседневного опыта, к «миру средних размеров» («мезокосмосу»), а значит, было бы рискованным антропоморфизмом предполагать, что мир во всех областях должен быть структурирован так, как мы его познаём и структурируем в среднем измерении. Наши структуры восприятия и опыта применимы лишь в областях нашего непосредственного окружающего мира («когнитивной ниши человека»), соответственно, в мире непривычных размеров они могут не действовать. Наука, устремлённая к объективности в познании, ведёт одновременно к деантропоморфизации, то есть, она сдвигает человека с центральных позиций и приближается к формулированию более широких теорий, неким общим законам, и, в конечном итоге, к единому описанию Вселенной.

-) Эволюционная теория науки Стивена Тулмина

Понимание в науке определяется соответствием её утверждений принятым в научном сообществе стандартам (т.н. «матрицам»). Рациональность научного знания определяется её соответствием стандартам понимания, которые изменяются в ходе эволюции научных теорий как непрерывного отбора научных новшеств. Научные теории есть не логические системы высказываний, но особого рода «популяции» понятий, что позволяет уподобить развитие науки биологической эволюции, при которой выживают лишь те популяции, которые в наибольшей степени адаптируются к интеллектуальной среде.

Научные теории и традиции подвержены :

-) консервации (фактор выживаемости) и

-) инновации (мутации).

Механизм эволюции «концептуальных популяций» состоит в их взаимодействии с :

-) внутринаучными (интеллектуальными) факторами – понятия «выживают» благодаря значительности своего вклада в улучшение понимания и

-) вненаучными (социальными, экономическими, политическими, культурными) факторами – понятия укореняются под влиянием идеологической поддержки, политических, экономических приоритетов, социально-политической роли лидеров научных школ или их авторитета в научном сообществе.