рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глобальные проблемы и будущее человечества

Глобальные проблемы и будущее человечества - раздел Философия, Философия Вопрос О Глобальных Проблемах И Будущем Человечества – Это Вопрос О Том, Каки...

Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция.

И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями объекта и предмета социально-философского (а в его рамках – философско-исторического) познания и его отличия от естественнонаучного знания.

Если последнее в рассматриваемом нами аспекте, достаточно точно может предсказывать, прогнозировать проявления природы (восход и заход Солнца, затмения Луны, как это делает астрономия, или результаты тех или иных реакций в химии), то предсказать, спрогнозировать поведение людей через несколько десятилетий, тем более сотен лет, просто невозможно в силу особенностей самих людей наделенных сознанием, волей, эмоциями.

Если к вам подойдет человек и скажет: «Следующее солнечное затмение состоится там-то и тогда-то», то достаточно взять астрономические таблицы расчетов затмений и проверить его правоту.

Но если вам кто-нибудь скажет: «Следующая Великая Октябрьская (Ноябрьская, Декабрьская, Июньская и т. д.) революция состоится такого-то числа, в…месяце, когда рабочие фабрики «Форд» в Пенсильвании, под руководством Джона Гиббсона в 16.45. захватят мосты, вокзалы и почтамт», то сказавший это явно «не в себе» и по всей вероятности только что «откуда-то» сбежал.

Сложность объекта и предмета социального познания – многообразных проявлений человеческой деятельности и ее закономерностей действительно ставит под сомнение возможность научного предвидения будущего общества. Об этом говорит целый ряд исследователей.

Видный представитель неокантианства Г. Риккерт (1863-1936) считал, что поскольку законов развития общества не существует, постольку невозможность предвидения будущего есть аксиома. Такую же позицию занимает К. Поппер(1902- ), который, исходя из признания сложности исторического процесса приходит к выводу о методологической невозможности научного предвидения. Все футурологические концепции объективно стремятся «закрыть» будущее, сделать неизбежным то, что должно быть результатом свободного выбора. Французский экзистенциалист Жан Поль Сартр считал, что будущее есть «проект» субъективного желания, возникающего из страха перед «ничто» перед угрозой перехода в «небытие». Многие люди одинаково толкуют свое будущее, создавая «проекты» на основе единства веры, но это не значит, что эти проекты носят объективное, научное содержание.

Принципиально иную позицию, в основе которой лежит анализ основных тенденций общественного развития и их экстраполяция на возможное будущее, занимает целый ряд не менее известных историков, философов, социологов, политологов и т. д.

Проводимые ими футурологические исследования можно разделить на несколько основных направлений:

1. «Техноцистское» направление имеет предметом прогностического анализа тенденции научно-технической революции и ее социальные последствия.

2. Экологическое направление исследует режим взаимодействия таких социальных явлений как рост народонаселения, состояние природных ресурсов и окружающей среды.

3. Социокультурное направление имеет своим объектом анализ и прогнозирование состояния социальной структуры общества, форм и методов политической власти, системы медицинского обслуживания и образования и т. д.

4. Аксиологическое направление анализирует тенденции в развитии системы ценностных ориентаций людей, их представления об идеалах, образе жизни и т. д.

Так же как и проблема общественного прогресса и его критериев, проблема научного прогнозирования будущего человеческого общества переживает свои пики в его переломные моменты. И хотя, отдельные прогнозы о будущем можно найти в научных трактатах и литературе античности, Нового и новейшего времени (включая марксизм), своим появлением в качестве области научных знаний о перспективах развития общества футурология «обязана» глобализацией процессов общественного развития под влиянием научно-технической революции, переходом от локальных проблем того или иного общества (страны, государства) к проблемам, имеющим всемирный характер и значение – к глобальным проблемам современности, что, в свою очередь, служит еще одним доказательством единства исторического процесса, общности «судьбы» разнообразных стран, народов, «цивилизаций».

Глобальные проблемы современности – это такие проблемы, которые охватывают все человечество, имеют общепланетарный характер и значение и от решения которых зависит само существование человеческой цивилизации.

Какие же проблемы можно отнести к глобальным?

Это, во-первых проблема войны и мира. В современном обществе накоплен такой арсенал оружия массового уничтожения, который, в случае его санкционированного или случайного применения будет означать гибель цивилизации. Кроме этого в гонку вооружений, в том числе и обычных, втянуты многие государства, вынужденные отвлекать колоссальные силы на создание своих военно-промышленных комплексов, отвлекать громадные финансовые средства и ресурсы, которые могли быть использованы в решении не менее важных проблем.

Проблема войны и мира, гонки вооружений является проявлением не менее глубокой проблемы – нарастания разрыва в уровне развития развитых и развивающихся стран. Этот разрыв, который раньше исчислялся в «разы», сегодня приобрел качественно иной характер – речь идет не просто о катастрофическом отставании уровня жизни 5 миллиардов населения планеты от «золотого миллиарда», но и о невозможности в обозримом будущем сокращении этого разрыва. Все это, мнению ряда видных футурологов, чревато возможными конфликтами, которые, в условиях глобальной взаимозависимости стран могут привести к не менее глобальным войнам. Об этом пишет, например, С. Хантингтонв своей работе «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка»(1996), рисуя картину будущих грандиозных столкновений «бедных» и «богатых» цивилизаций.

Возможные «войны будущего» будут иметь своей целью перераспределение исчезающих природных ресурсов, начиная с энергоносителей (нефть, газ) вплоть до питьевой воды и более «чистых» экологических условий жизни. Это значит, что разрыв между «бедными» и «богатыми» нациями (государствами) протекает и по «экологической линии» - линии экологического кризиса.

Об этой проблеме за последние годы исписаны буквально «тонны литературы». Общий ее рефрен и содержание – развитие производительных сил вступило в противоречие с возможностями природы «следовать» потребностям все возрастающего числа людей в обеспечении возрастающего уровня качества жизни и способностями географической среды к переработке отходов человеческой жизнедеятельности.

Ярким подтверждением обеспокоенности в нарушении оптимального режима во взаимодействии природы и общества могут служить опубликованные в 1972 году так называемые доклады Римскому клубу. Ряд выдающихся ученых Запада во главе с А. Печчеи, подготовили расчет перспектив развития человечества, взяв в качестве показателей пять сфер развития человеческого общества: а)минеральные ресурсы; б) сельскохозяйственное производство(продукты питания); в) промышленное производство (товары «массового потребления»); г) окружающая среда; в) народонаселение. Согласно проведенному анализу, на протяжении первой половины ХХI века человечество столкнется с необратимыми и катастрофическими для него изменениями в среде обитания – станут иссякать невозобновимые минеральные ресурсы, резко повысится загрязнение окружающей среды, в условиях стремительного роста народонаселения стран «третьего мира» возникнет проблема массового голода и т. д.

Как выйти из складывающейся ситуации, угрожающей существованию человечества – этот вопрос требовал ответа.

Такая попытка была предпринята в теориях «пределов роста» и «органического роста» и появившаяся позже концепция «устойчивого развития», авторами которых можно считать таких ученых как Джей Форрестер, Донелла и Денис Медоузы, Йорген Рандерс, Ян Тинберген, Эрвин Ласло, и др.

В этих концепциях была сформулирована идея о необходимости торможения роста промышленного производства, выпуска новой продукции только взамен вышедшей из употребления старой, рождения новых людей только взамен умершим. Понимание того, что на это не могут пойти слаборазвитые страны, которые в этом случае навсегда «застывали» в положении аутсайдеров, привело к осознанию идеи необходимости дифференцированных (по странам и регионам) темпов свертывания производства. Для развитых регионов такие темпы должны были быть существенно выше, чем для слаборазвитых.

Цель предлагаемых мер – создание «устойчивого общества», основанного на 1)долгосрочном прогнозировании последствий деятельности людей; 2) восстановлении и поддержании глобальных (экологических, демографических, продовольственных и др.) балансов на основе достижений научно-технического прогресса; 3) единстве целей, чтобы предотвращать конфликты, что создаст условия для прекращения гонки вооружений и высвобождении значительных финансовых ресурсов; 4)на социальной справедливости, предусматривающей преодоление громадных различий в уровне благосостояния между регионами, государствами и народами и т. д.

Но пойдут ли на это развитые страны, мощные корпорации?

Кроме этого, даже в условиях научно-технического прогресса, на который, как панацею в решении глобальных проблем уповают техноцисты и экологисты, его последствия могут иметь и прямо противоположный, планируемому, результат. Так, например, «зеленая революция», как внедрение передовых технологий ведения сельского хозяйства и имевшая целью «накормить голодных» в государствах «третьего мира» стимулировала высокий уровень рождаемости в странах, получивших эту «зеленую помощь», что еще более усугубило их экономические и экологические проблемы.

Свой вариант решения глобальных проблем имеется и у представителей социокультурного и аксиологического направлений футурологии.

Здесь также существует разнообразие мнений.

Одни, в основном представители «левых интеллектуалов» (А. Гор, И. Кристол, Ж. Аттали и др.) видят выходы из сложившейся ситуации, грозящей человечеству катастрофой и исчезновением, на путях трансформации современного рыночного общества с его стремлением к прибыли и стихийным развитием в общество контролируемое, в котором будет под общий «мировой контроль» процесс «современного расточительства» и бездумного отношения к своему и общему будущему. Эта возможность может превратиться в действительность при создании «мирового правительства» или «мировой федерации» и при наличии объединяющего нации и народы общего «планетарного сознания». Есть и более радикальные позиции, проявляющиеся в призывах борьбы (включая политические и военные и методы, в первую очередь террор, который, как считают также становится глобальной проблемой) с империализмом, грабящим и живущим за счет стран и народов «мировой периферии». Особенно ярко это представлено в левацких идеологиях и идеологии исламского фундаментализма отрицающих «западный образ жизни», его ценности, «низкопробную» массовую культуру.

Другую позицию занимают представители «правого крыла» социокультурного и аксиологического направлений футурологии.

Они считают, что будущее человечества объективно ведет к расширению влияния Запада на жизнь всего человечества. Поэтому объективным результатом развития общества и, одновременно путем решения многочисленных глобальных проблем, является вестернизация всех народов, стран, культур. Это позволит, как считают они, высвободить громадные ресурсы, затрачиваемые на поддержание «военных балансов», которые и дадут возможность решить многочисленные региональные и в целом – глобальные проблемы современности.

К сторонникам этого подхода принадлежит Ф. Фукуяма, американский политолог и социолог, который в своих нашумевших работах «Конец истории?»(1989) и «Конец истории и последний человек»(1992) утверждает ценности западного образа жизни (ценности западного либерализма) в качестве общечеловеческих, к которым рано или поздно придут все народы, что и будет означать «конец истории», как конец ее «многообразия». « Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, - пишет Ф. Фукуяма, - что у либерализма не осталось никаких жизненных альтернатив…То, чему мы, вероятно свидетели, - не просто конец холодной войны…но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации либеральной демократии как окончательной формы правления».

В последнее время к глобальным проблемам стали относить и проблему вандализации культуры. Среди наиболее значительных философов ХХ века, занимавшихся изучением этой проблемы можно назвать Х. Ортега и Гассета(1883-1955), Макса Хохмайера(1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969). В своих работах они дали глубокий анализ процессам коммерциализации культуры, превратившейся в товар, приносящий прибыль, который, благодаря современным техническим средствам может быть доставлен в любое место на планете, в любой дом. Производство культуры ставится на поток, она становится разновидностью индустрии(«культуриндустрия»), продуктом которой является «шаблонная идея», массовое стандартизированное поведение, в основе которого лежит манипуляция поведением человека на основе таких низменных инстинктов как секс и насилие. Такая культура не содержит открытий, несет самые общие, легко усваиваемые, усредненные под «массового потребители» поверхностные знания. Результатом кризиса культуры, становится бегство от действительности, в мир фантазий, в новую «виртуальную реальность», в алкогольный и наркотический дурман.

Подводя итоги рассмотрения проблем исторического процесса и будущего человечества необходимо отметить, что социальная философия, а в ее рамках философия истории призваны сыграть свою активную роль в современной ситуации. Эта роль заключается в реализации философией ее важнейших функций в мировоззренческом и методологическом обеспечении необходимых общественных преобразований ради будущего человеческой цивилизации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. Уральский государственный педагогический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глобальные проблемы и будущее человечества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия
«Бытие» – одно из важнейших понятий философии, которое многими философами прошлого и современности положено в ее основание. Раздел философии – учение о бытии называется онтологией.

Философское учение о материи. Движение, пространство и время
Наблюдая окружающий мир, нас поражает многообразие предметов, процессов, явлений реальности. Но уже самые первые философы пришли к выводу, что всё окружающее имеет общую основу. Так в фило

Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний материальных систем
Развитие и движение материи представляют из себя процессы, которые развёртываются по определённым этапам, стадиям. Смена этих стадий характеризуется определённой повторяемостью, скоростью, ритмом и

Концепции развития в философии: диалектика и метафизика
Философское миропонимание призвано не только представить основные виды бытия, но и раскрыть многообразные связи – показать теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи растянулось н

Типология антропологических учений
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но свое

Религиозно-идеалистическая антропология
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения. При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр

Натуралистическая антропология
Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в перв

Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Экзистенциальная антропология
Экзистенциальная антропология рассматривает человека как порождение своей собственной духовной активности, как самопроектирование и реализацию своего собственного проекта.

Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности
Теория познания (гносеология, эпистемология) - это раздел фило­софии, в котором изучается природа знания, его возможности, грани­цы и условия достоверности. Если науки про­и

Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека
Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет вызывает в человеке определенные эмоции, то он стремится к созданию о

Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можно говорить и о многоо

Проблема истины и ее критериев в философии
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания
Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма. Его относительность в то

Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка
Проблема языка и мышления - одна из древнейших в философии. Уже античные философы Платон, Аристотель, стоики задумывались о сущности языка, его отношении к мышлению и внешнему миру. Еще более остро

Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии
Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную и иерархическую систему знаков. Посредством языка осуществляется мышление, человеческое общение, хранение и передача информации. Базисной стру

Социальная философия: предмет и основные проблемы
К настоящему времени сложился значительный комплекс наук, которые принято называть общественными (социальными). К ним принято относить социологию, политологию, демографию, социальную статистику, ра

Общество как система
Стремясь познать общественную жизнь людей, социальная философия сталкивается со многими трудностями, первая из которых - многозначность самого термина «общество». В реальной жизни мы посто

Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая

Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности. Здесь, на что мы уже обращали вним

Общественный прогресс и его критерии
Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения ч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги