Лечение неврозов

Подход Адлера к лечению неврозов логически вытекает из его клинической кон­цепции природы неврозов. Если невротические симптомы являются продуктом ошибочного стиля жизни пациента и недостаточно развитого социального интере­са, то целью терапии будет коррекция этих ошибок, а также развитие социального интереса. Короче говоря, цели терапии по Адлеру троякие: 1) выявление ошибоч­ных суждений о себе и других, 2) устранение ложных целей и 3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал. Вместе с тем, Адлер напоминал, что эти терапевтические цели лучше всего дости­гаются через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и укреп­ление его социального интереса.

Понимание пациента.Согласно Адлеру, если терапевт намерен помочь паци­енту достичь более глубокого понимания себя, он должен, прежде всего, достичь необходимого для дальнейшей работы понимания фиктивных целей пациента и его стиля жизни. Например, к чему стремится Гвен? Каковы ее эгоцентрические фиктивные цели, и как все это соотносится с ее переживаниями в настоящее вре­мя? По Адлеру, лучшее понимание пациента достигается при обсуждении с ним таких тем. как воспоминания раннего детства, порядковая позиция и семье, заболе­вания, перенесенные в детстве, содержание сновидений, а также экзогенный фак­тор, спровоцировавший начало невроза. Анализируя детские воспоминания, Ад­лер мог бы попросить Гвен вспомнить о самом раннем детстве. Затем он сравнил бы эти воспоминания со сходными по значению, уже известными от Гвен, относя­щимися к недавним жизненным событиям. Это дало бы ему возможность найти общие темы или цели, которые направляют ее поведение (зачастую неосознанно). Предположим, Гвен вспомнила такой эпизод из своего раннего детства:

Однажды мама подарила мне на день рождения головоломку. Весь вечер, как ни стара­лась, я не могла ее собрать, даже после того как некоторые из моих гостей при мне ее складывали. Когда мама вышла из комнаты, кто-то из детей качал смеяться надо мной, потому что ;>. такая глупая. Котда мама возвратилась, она объяснила мне головоломку. Она всегда так делала, она ведь учитель математики.

Эти воспоминания, независимо от того, насколько они точны, можно считать цепным ключом к разгадке особенности стиля жизни Гвен и связанных с ним целей собственного превосходства.

Пытаясь понять личность пациента. Адлер [Adler, 1956] использовал и такие средства анализа, как эмпатия, интуиция и предположения. Он полагал, что с помощью эмпатии (способность ставить себя на место пациента) можно достигать необходимою уровня интуитивного понимания ошибочного плана жизни пациен­та. Если картина все-таки не прояснялась, Адлер прибегал к предположениям, выдвигал гипотезы о причинах поведения пациента, которые можно по ходу ана­лиза уточнять и сопоставлять с последующим наблюдаемым поведением. Большое значение он придавал и экспрессии пациента, его выразительному поведению (на­пример, язык тела, выражение лица, походка, поза, жесты) и симптомам. Так же, как и Фрейд, Адлер обращал внимание на каждую грань поведения пациента. и мало что оставалось незамеченным.

Применение вышеперечисленных методов может привести к пониманию оши­бочного стиля жизни Гвен. Скажем, может оказаться так. что она стремится к фиктивной цели полного интеллектуального превосходства над другими в какой-то области (например, в математике). Она будет на символическом уровне решать все новые и новые головоломки, и никто никогда не посмеет снова над ней посме­яться! Она даже сможет отплатить матери той же монетой, превзойдя ее в матема­тике. «Ошибочный» стиль жизни, как у Гвен, на бессознательном уровне доволь­но легко компонуется вокруг подобных фиктивных целей.

Углубление самопонимания пациента.Для того, чтобы лечение продвигалось успешно, недостаточно одного лишь понимания терапевтом ошибочного плана жизни пациента. Последний должен прийти к определенному уровню понимания и принятия того, что он осознал. Иначе говоря, пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невроти­ческих симптомов. Так, Гвен необходимо осознать свою фиктивную цель интеллек­туального превосходства и тот невротический стиль жизни, который выработался у нее на основе этой цели; также она должна осознать, что пена всему этому - само­разрушение. В конце концов она должна понять, что психическое здоровье тре­бует настроя на сотрудничество с другими и готовности содействовать развитию общества.

Адлер отчетливо понимал, как следует подводить пациента к лучшему понима­нию себя: «Я обнаружил, что единственно верный путь - прослеживать невротиче­скую линию поведения пациента во всех его чувствах и мыслях, раскрывать ее и од­новременно ненавязчиво учить пациента делать то же самое» [Adier, 1956, р. 334]. Последователи Адлера, не торопя и не задевая пациентов, последовательно подво­дили их к тому этапу терапии, когда они сами хотели выслушать и понять, в чем состоит ошибочность стиля их жизни. Как заметил выдающийся терапевт адлеровской школы Рудольф Дрейкурс (Dreikurs, 1971), такт и избегание догматических утверждений являются в этом процессе решающими. Поэтому, пытаясь найти объяснение тому или иному явлению, терапевт должен употреблять выражения, по­добные следующим: «Могу я сказать, что..?» или «Могло быть гак, что..?" К тому же терапевт должен давать пациенту четкие объяснения. Тогда «пациент быстро осознает и понимает смысл своих собственных переживаний» [Adler, 1956, р. 335]. Можно предположить, что, однажды раскрыв для себя свои ошибочные цели эго центрического превосходства и достигнув ясного понимания того, что болезнен­ные симптомы являются следствием невротического стиля жизни, Гвен переориен­тируется на более социально-конструктивный стиль жизни. Ей нужно будет после­довательно преобразовывать свое восприятие и понимание происходящего, начать по-другому взаимодействовать с окружающими (например, воспринимать других иначе, чем с оценкой их интеллектуального недоразвития), отбросить свое высоко­мерие и отчужденность в межличностных отношениях. Надо отметить, что Адлер постоянно подчеркивал: в процессе терапии не терапевт, а прежде всего пациент несет ответственность за успешный результат терапии.

Усиление социального интереса.Развитие социального интереса Адлер рас­сматривал как главную цель терапии: «Все мои усилия направлены на повышение социального интереса пациента. Я знаю, что истинная причина этого заболевания заключается в низкой способности к согласованному взаимодействию с другими, и я хочу, чтобы пациент понял это. Как только он начнет общаться и сотрудничать с другими на равной основе, он излечен» [Adler. 1956, р. 347], Из этой цитаты видно, что адлеровская терапия представляет собой упражнения в сотрудничестве. Задача терапевта здесь заключается в том, чтобы обучить пациента такому межличностно­му контакту с окружающими, который способствует перенесению пробудившихся социальных чувств пациента на других людей. Этого терапевты добиваются, поощ­ряя проявления социального сотрудничества у пациента, а также добиваясь ослаб­ления его чувства превосходства при одновременном росте социального интереса. Осуществляя терапевтическую задачу - развивать у пациента социальное чув­ство — терапевт адлеровской школы как бы с запозданием берет на себя материнскую роль. По мере повышения уровня социального интереса в ходе лечения эгои­стические цели пациента заменяются полезными жизненным целями. Он становится увереннее и смелее, начинает жить без проявлений психологической защиты (невро­тических симптомов), служащих оправданием ошибочного стиля жизни.

Усиление социального интереса представляет собой род переориентации и пе­ревоспитания пациента, то есть тех процессов, реализацию которых ученики Адле­ра рассматривали как наиболее важный этап в терапии [Ansbacher, 1977]. Того, что Гиен просто осознает свой невротических стиль жизни, явно недостаточно — она должна предпринять усилия для его изменения. Она должна прийти к понима­нию того, что в ее план жизни больше не входит достижение безоговорочного интеллектуального превосходства над другими. Она должна принять свое место в обществе, увидеть и выбрать для себя социально полезные цели, а также научиться неуклонно достигать этих целей. И тогда па смену «ошибочному» придет более здоровый стиль жизни, и исчезнут невротические симптомы.

Теперь обратимся к другому последователю Фрейда. Здесь перед нами пример того, как освобождение от влияния ортодоксальной психодинамической теории привело к поразительно отличному подходу к личности. Мы продолжим наше об­суждение результатов пересмотра психоанализа концепцией Карла Густава Юнга, которого многие считают одним из самых выдающихся мыслителей XX века.