ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмот­реть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон на­стаивал на том, что любой психологический феномен мо­жет быть понят в контексте согласованного взаимодей­ствия биологических, поведенческих, эмпирических и соци­альных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: !) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на «нормаль­ном», или «здоровом», а не на патологическом; 3) осо­бое значение, придаваемое им достижению чувства иден­тичности; 4) попытки сочетать клинические наблюде­ния с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном «восемь возрастных периодов человека» представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изуча­ет поведение человека, разрабатывать новые подходы в изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество. Мы рассмотрим в этой главе основные идеи Эриксона.

Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвя­щенных главным образом, влиянию различных аспектов социального и культур­ного окружения на развитие личности. Подобно направлениям, представленным Адлером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения процес­сов мотивации и личности в целом. Создатели этих теорий отказались от декла­рированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуаль­ных мотивов в природе человека. Из этой группы ученых-ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм и Карен Хорни. Теоретические взгляды этих двух достойных внимания персонологов мы кратко обсудим в конце главы.