ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭРИКСОНА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: «Когда один человек надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не всегда следует каждому принципу своего предшественника» [Coles, 1970, р. XX]. Положения Эриксона, в самом деле, отличаются от фрейдовских. Его позиция в отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 5-1.

Свободадетерминизм.С точки зрения Эриксона, поведение человека изна­чально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расши­ряющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систему

Рис. 5 — 1. Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека.

поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры — все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически пол­ностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свой­ственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени зависит от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и предыдущий, и актуальный кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблю­дается некоторое подтверждение положения о свободе, согласно которому инди­видуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.

Хотя Эриксон рассматривает ид как биологический фундамент личности, он не всецело привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он рассматривает эго как автономную личностную структуру, которая существенно меняется на отрезке жизни от юности и дальше. В отличие от Фрейда, Эриксон не считает, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта. Тем не менее, жизненный выбор взрослых всегда несет на себе отпечаток ограничений, налагаемых никогда не прекращающимся влиянием детского опыта. Например, трудно достичь интимности в периоде ранней взрослости, если ранее не было сформировано чувство базального доверия. Итак, по шкале свобода — детерми­низм больший вес получает детерминизм.

Рациональность—иррациональность.В том, что психосоциальное развитие автономного эго вызывает наибольший теоретический интерес Эриксона, выража­ется его неизменная приверженность положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таковые представляют главный аспект функциониро­вания эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.

Как и другие эго-психологи психоаналитической ориентации, Эриксон пони­мает, что недооценка рациональности в объяснении поведения человека являлась недостатком Фрейда. Однако он часто утверждал, что поддерживает психоанали­тическую традицию и принимает концепции Фрейда как таковые — например, биологические и сексуальные основы личности и ее структурную модель (ид, эго и суперэго). Не выходя за пределы психоаналитического каркаса, Эриксон пере­местил акцент на эго, сознание и рациональность. Он видит в людях гораздо больше рассудочности, чем Фрейд.

Холизм—элементализм.Сильная приверженность Эриксона положению хо­лизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции раз­вития, согласно которой люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы — на­пример, кризис эго-идентичности, кризис эго-интеграции — и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.

Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интеграция (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди про­живут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабиль­ное чувство преемственности между прошлым и будущим. Отдельные проявления поведения подростков можно понять только при условии интегрирования их в контекст целостного гештальта, характерного для кризиса «эго-идентичность - ролевое смешение». В течение периода зрелости и пожилого возраста человек пытается охватить сознанием свою жизнь как единое целое, понять ее значение и увидеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в ключе холистического понимания кризиса «эго-интеграция - отчаяние». Таким обра­зом, в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного цикла, который проходит при постоянном влиянии сложного контекста окружающей среды.

Конституционализм—инвайронментализм.Тяготение Эриксона к инвайронментализму выражается в том, что особое внимание при описании развития лич­ности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Жиз­ненный путь человека следует понимать только в контексте этих внешних влия­ний. Полнота разрешения психосоциальных кризисов раннего возраста зависит в основном от родительского воспитания; сама же практика воспитания обуслов­лена культурными и историческими факторами. Разрешение последующих пси­хосоциальных кризисов является функцией от взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями, предоставленными культурой. Инвайронмента­лизм Эриксона распространяется очень широко. Тем не менее, эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон разде­ляет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.

Изменяемостьнеизменность.Теория Эриксона, бесспорно, построена на по­ложении изменяемости. Он тщательно обрисовал направление, в котором совер­шенствуется эго — через определенную последовательность психосоциальных стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и в старости до самой смерти. Напомним, что каждая стадия характеризуется специфичным для нее кризисом развития. В зависимости от того, как разрешается кризис, рост личности индиви­дуума идет в том или ином направлении. Короче говоря, Эриксон описывает чело­века постоянно эволюционирующим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой стадии.

Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными изменени­ями. Если посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида, то мы увидим, что люди в нескончаемой борьбе решают все новые и новые пробле­мы, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества эго и меняются. Разногласия между Эриксо­ном и Фрейдом по вопросу об изменяемости — неизменности являются, возможно, самыми решающими в их теоретических позициях. Для Фрейда личность взросло­го человека полностью детерминирована взаимодействиями, которые имели место в первые годы его жизни. Напротив, Эриксон настаивает на том, что развитию человека нет пределов — оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.

Субъективность—объективность.Основные понятия, использованные Эрик­соном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, на­дежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. Бо­лее того, способность каждого человека справиться с данным психосоциальным кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое всегда индиви­дуально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодействию биологического созревания с расширяющимся социальным миром. Биологиче­ское созревание не является индивидуально уникальным. Эриксон рассматрива­ет его в постоянном взаимодействии с объективными внешними факторами (например, с семьей и обществом). В этом смысле психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно, указывает на приверженность Эриксона положению объективности.

Проактивность—реактивность.Индивидуум в системе Эриксона в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, пе­реходя из одной психосоциальной стадии в другую, становится более проактивным. Фактически успешное разрешение первых четырех кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прелюдией к проактивному функцио­нированию на последующих стадиях. Однако на протяжении ранних стадий био­логическое созревание накладывает ограничения на возможности человека вы­страивать поведение по собственному усмотрению.

В описании Эриксоном последующих четырех стадий от юности до старости, наоборот, ясно выражена идея о том, что люди способны к внутренней регуляции своего поведения. Такие понятия, как поиск эго-идентичности, интимность, про­дуктивность и эго-интеграция, лучше раскрываются в контексте проактивности. Итак, в теоретической схеме Эриксона люди на протяжении большей части своей жизни, в целом, проактивны. Однако, по мере продвижения от одной стадии к другой, развитие человека зависит от его реакций на биологические, социальные и исторические реалии. И в этом широком смысле можно считать, что во взгляде Эриксона на природу человека имеет место некоторое признание реактивности.

Гомеостаз—гетеростаз.С точки зрения Эриксона, люди постоянно принимают вызов в ходе каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для человека вырасти и расширить свои воз­можности. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем разви­тии к следующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личност­ного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.

Еще одним свидетельством принципа гетеростаза у Эриксона является тот факт, что благополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предос­тавляет индивидууму все больше возможностей для роста и самореализации. На­пример, весь период зрелости (примерно 45 лет жизни) описан в терминах про­дуктивность—застой. Использование этих понятий отражает наличие внутренних связей между личностным ростом и здоровым развитием в теории Эриксона. Од­нако наблюдаемая у него тенденция склоняться в сторону гетеростаза несколько сдерживается тем обстоятельством, что он разделяет позицию Фрейда относитель­но биологического, инстинктивного фундамента личности. Люди стремятся к рос­ту и развитию, но оно возможно только в пределах ограничений, обусловленных их инстинктивными резервами. Таким образом, степень принятия Эриксоном по­ложения гетеростаза лучше всего охарактеризовать как умеренную.

Познаваемость—непознаваемость.Несмотря на то, что Эриксон согласен с некоторыми традиционными психоаналитическими концепциями личности, он сформулировал и новые идеи, основанные на различных клинических, антрополо­гических и психоисторических исследовательских стратегиях. Некоторые признаки принятия положения полной познаваемости природы человеческой личности содержатся в его всеобъемлющей концепции жизненного цикла человека. Тем не менее, тот факт, что он опирается на междисциплинарные исследования, проводи­мые за рамками «основной» науки, наряду с отсутствием в его теории строго научных методов исследования личности, наводит на предположение о том, что его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от абсолют­ной. По сравнению с Фрейдом Эриксон кажется менее убежденным в неоспоримо­сти научной познаваемости человека.

Теперь обратимся к эмпирической проверке теории Эриксона и рассмотрим некоторые исследования, ей посвященные.