Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современ­ных обществах [Fromm, 1947]. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных по­требностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоро­вые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирую­щий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения пози­тивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарак­теризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить край­ности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеали­стичными.

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Нега­тивными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надмен­ность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положи­тельным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоин­ства и импульсивность.

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количе­ством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых попол­зновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Соглас­но Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности - предусмот­рительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в со­хранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы проде­монстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на ус­пех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружаю­щими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть» [Fromm, 1947, р. 73].

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцель­ный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный харак­тер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого суще­ствования, присущие обществу [Fromm, 1955, 1968]. В ней проявляется способ­ность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благо­даря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобож­даются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необхо­димых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализа­ции всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате корен­ной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в кото­ром находят удовлетворение базисные потребности человека [Fromm, 1968]. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.