Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин [Ногпеу, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво­их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та­ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб­ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи­ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность муж­чин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто раз­вивал идеи психоанализа, были мужчинами» [Ногпеу, 1926/1967, р. 54]. Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора но психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного на­правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон­тексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно­ценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо­мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доми­нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо­стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» жен­щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги­ям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску­линными — такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо­да, право выбирать партнера [Ногпеу, 1939, р. 108].

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967]. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением [Westkott, 1986]. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше­ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен­ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.