ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт опи­сал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек — это объективная реальность» [Allport, 1937, р. 48]. Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. При­знавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «лич­ность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретны­ми поступками внутри самого индивидуума» [Allport, 1937, р. 48]. Избегая опре­деления личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивидууму.

Однако остается вопрос: какова природа этого нечто? Олпорт [1937] отве­тил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность — это динамичная организация тех психо­физических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» [Allport, 1961, р. 28]. Что означает все это? Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека посто­янно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность — не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структу­ра, которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина «определяет» является логическим следствием психо­физической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заклю­чается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности лю­бого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И, наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека. Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины ха­рактер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стан­дартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер — это оцененная личность, а личность — это неоцененный характер [Allport, 1961]. Следовательно, харак­тер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интел­лектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт счи­тал понятие «темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоциональ­ного возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и ин­тенсивность эмоций) [Allport, 1961]. Представляя собой один из аспектов генети­ческой одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуаль­ности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь». Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения.