НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Итак, мы подошли к концу длинного и иногда непросто­го путешествия по целому ряду теоретических представ­лений о природе человеческой личности. Читатель, за­вершивший путешествие, возможно, согласится, что изу­чение личности — самая волнующая, но и самая трудная и фрустрирующая область в психологии. Мы надеемся, что предмет обсуждения показался вам застуживающим пристального внимания.

На этом пути мы увидели богатство уникальных кон­цепций и формулировок, с помощью которых персонологи пытались объяснить сложность и разнообразие пове­дения человека, как в норме, так и в патологии. Ни одно из теоретических направлений, представленных и этой книге, не подавляет другое, но в каждом можно увидеть нечто, заслуживающее внимания и одобрения. Фактиче­ски каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к обшей картине, чтобы поле­чить «более полное» представление о том, чем является человеческая личность. Тем не менее, читатель, возможно, почувствовал необходимость разработки новых концеп­туальных моделей для углубления нашего понимания поведения человека. Если так, значит, наш учебник су­мел обрисовать то состояние, в котором данная область находится сегодня. Старые и более современные теории. рассмотренные в совокупности, создают фундамент дли понимания причин поведения человека. Тем не менее, воз­никает отчетливое осознание того, что дальнейший про­гресс а этой области зависит от способности нового по­коления персонологов создать адекватное теоретическое поле для понимания всей невероятной сложности чело­веческого существования В этой заключительной главе остается подытожить все, что мы изучили, в оп­ределить некоторые аспекты, тенденции и проблемы, которые, вероятно, должны, повлиять на будущее развитие персонологической теории и эмпирических иссле­дований. Важно понять существующие тенденции и критические моменты, чтобы знать, в каком направлении будет двигаться психологии личности в будущем. Сразу хотим предостеречь: наши предположения не нужно понимать как «по­следнее слово» в данной области, с уверенностью можно допустить только одно - новые и спорные вопросы будут появляться постоянно, по мере того как персонологом будет развиваться и изменяться. Наши попытки определить новые тенденции и критические моменты направлены только на го, чтобы разработать гипотезу о дальнейшем развитии теории личности. Мы также считаем нужным обсудить, в какой степени различные направления, рассмотренные в этой книге. могут влиять на развитие порсонологических теорий и исследований

Но сначала немного поговорим о том, что дал подход, который мы использова­ли в этой книге для изучения к сравнения направлений персонологии. Мы убежде­ны в том, что философские положения, касающиеся природы человека, представляют убедительную и полезную модель для опенки широкого спектра теоретических воззрений, существующих в современной теории личности. Эти положения пред­ставляют собой концептуальную опору психологии личности: они формируют ос­нову для понимания того, как психологи пытаются дать адекватное объяснение повелению, мышлению и чувствам людей.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ

Центральным, объединяющим тезисом этой книги является то. что основные поло­жения о природе человека определяют рамки, в которых различные направления психологии личности формулируются а, в конечном итоге, проверяются. Они также позволяют увидеть фундаментальные положения, с которыми личностные тео­ретики соглашались или не соглашалась (на рис. 12-1 можно видеть, какой фило­софской позиции придерживался тот или иной теоретик, взгляды которого обсуж­дались в этой книге). Б заключительной главе уместно поднять некоторые новы* вопросы я поразмыслить о природе этик основных положении и их роли в на­стоящем я будущем развитие личностной психологии.

Для начала вернемся к допросу о сущности основных положений, который мы уже поднимали в главе. Будет полезно вкратце вспомнить его здесь. Авторы полагают, «по фундаментальные положения о человеческой природе частично от­ряжаю: собственные личные переживания теоретика. Чтобы понять положения которых придерживался тот или иной персонолог (выяснить, «откуда они взялись). необходимо в какой-то степени понять его религиозный и социоэкономический статус. число членов семьи и порядок рождения, отношения с родителями. образование и профессиональный опыт. Мы уверены, что биографические очерки помогли читателю разобраться, как обстоятельства личной жизни теоретика вли­яли на его исходные положения и теорию личности.

К тому же мы полагаем, что условия (время и место), в которых протекала жизнь ученого, значительно влияли на его основные положения и вытекающие из них концепции человечества. Например, взгляды Фрейда были сформулированы

Рис. 12—1. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям, касающимся природы человека.

в то время, которое историки назвали викторианским веком Европы. Викто­рианское общество характеризовалось очень рациональным и моралистическим взглядом на человека. В этом обществе на сексуальность смотрели как на пуга­ющий и непристойный аспект человеческой природы. Фрейд шокировал и оскор­бил многих современников, заявив, что люди, даже в младенчестве, мотивированы сексуальными и агрессивными побуждениями. Другие интеллектуалы того време­ни, такие как Шопенгауэр и Ницше, также утверждали, что поведение человека регулируется мощными бессознательными и иррациональным» силами. В отли­чие' от Фрейда Абрахам Маслоу разрабатывал своп концепции и положения в 1950—1960-е годы — период, когда внимание многих американских психологов было привлечено к экзистенциальному и феноменологическому направлениям. На взгляды Маслоу также повлияло то, что он был близко знаком с выдающими­ся персонологами, которые иммигрировали в Соединенные Штаты из-за обо­стрившейся политической ситуации в Европе. Альфред Адлер. Эрих Фромм и Карен Хорни в значительной мере повлияли на мировоззрение Маслоу, так как они подчеркивали в человеке сознательное, ценности и становление. Если бы Фрейд, Macлоу или какой-то другой теоретик жили в другом социальном, куль­турном или историческом окружении, их положения, касающиеся природы чело­века, могли бы значительно отличаться от тех, что нам известны.

Второй вопрос касается роли основных положений в формировании теорети­ческой системы, а именно, их влияния на построение теории на начальных стади­ях. С кашей точки зрения, осознавал их на начальном этапе персонолог или нет. философские положения meopетикa о природе человека одновременно расширя­ли и сужали его взгляды на личность. В качестве примера рассмотрим положение свобода - детерминизм. Любой теоретик, придерживающийся положения свободы, будет, но определению, придавать особое значение тем аспектам функционирова­ния человека, которые предполагают, что люди способны контролировать собствен­ное поведение.. Далее положение свободы в соединении с творческой мыслью тео­ретика способно открыть для него какие-то новые направления, в русле, которых он будет стремиться объяснить сущность природы человека.

Таким образом, положение свободы значительно расширяет взгляды теоретика на личность. Теоретик стремится детально изучать определенные области функ­ционирования человека и изобретать теоретические концепции для их описания и объяснения. В то же время, однако, неимоверная сложность поведения и пережи­ваний человека предполагает, что перспективы также и сужаются. Теоретик игно­рирует или сводит до минимума те аспекты поведения человека, которые хорошо объяснимы в терминах детерминизма. Например, теоретик, провозглашающий идею о том. что люди имеют неограниченную свободу, несомненно, не будет прида­вать большого значения или даже будет отвергать важность физиологических, генетических и ситуационных детерминант поведения Хотя эти аспекты поведе­ния человека тоже следует как-то объяснить, теоретик не принимает во внимание никакие соображения или, по крайней мере, снижает нх роль. Следовательно, по­ложение свободы направляет персонолога по определенным теоретическим тро­пам, открывая ему глаза на какие-то аспекты поведения человека, которые, возмож­но, до него не рассматривались, и в то же время заставляя его "в упop не видеть» другие важные составляющие психологического портрета человека

Конечно, все это относится также и к ученому, стоящему на позиции детерми­низма. Данное положение ведет его по другим теоретическим тропам, заставляя сосредоточивать внимание на тех аспектах поведения человека, которые демонст­рируют влияние среды, и игнорировать или не придавать большого значения действиям человека, которые отражают свободный выбор. Тем не менее, слож­ность и неоднозначность повеления человека заставляют признать, что свобода также является характеристикой человека. Если теоретик придерживается узко­го взгляда и допускает только детерминизм, в результате подучается довольно односторонняя картина человечества. Таким образом, становится ясно, что явля­ется теоретик непоколебимым детерминистом или стойким последователем сво­бодного выбора, его позиция по этому положению в определенной мерс ограни­чивает объяснение природы человека.

Положение свобода -детерминизм - только одно из девяти, обсуждавшихся в этой книге. Мы считаем, что остальные восемь основных положений оказывают точно такое же влияние на создание и разработку теорий личности Хотя каждое из них может иметь большее или меньшее значение по мнению данного теоретика, (например, положение субъективность - объективность является центральным в теориях Роджерса и Скиннера и периферическим в позициях Олпорта и Бандуры), все девять положений влияют на персонолога. когда он создает свою теорию. Ни один теоретик не строит концепцию в вакууме, он собирает данные и в рамках существующих философских представлений размышляет о природе человечества. Из того факта, что основные положения отражают различия в восприятии поведе­ния человека разными теоретиками, следует, что можно рассматривать личность с разных точек зрения.

В качестве примера этого эффекта взаимодействия вновь рассмотрим поло­жение свобода —детерминизм. И Фрейд, и Скиннер были непоколебимыми детерминистами; они были совершенно уверены в том. что все действия человека абсо­лютно детерминированы и такой возможности, как свободный выбор, не существу­ет. Но на вопрос, что конкретно определяет поведение человека, -эти два теоретика отвечали совершенно по-разному, потому что положение, детерминизма взаимодей­ствовало с другими факторами в жизни каждого из них. Фрейд, например, был врачом, жил и такое время и в таком обществе, где сексуальность фактически была под запретом, и средством к существованию для него было течение пациентов. Следовательно, он искал детерминанты поведения внутри человека, в его биоло­гии, в каком-то локусе причинности, не осознаваемом его пациентами в cent, в том, что связано с сексуальностью, которую пациенты не могли выразить в своей по­вседневной жизни и которая так беспокоила их. Ид во всей его бессознательности, иррациональности и сексуальной силе и главе было конечным результатом поиска Фрейдом детерминант поведения.

А Скиннер, который обожал механические приспособления даже в молодые годы, был академически воспитан на точности, интересе к животным, поглощенной процессом научения и беззаветной преданности инвайронментализму в аме­риканском бихевиоризме. Скиннер зарабатывал на жизнь в научных лаборато­риях, работая с испытуемыми — животными и людьми, изобретая и конструируя оригинальные экспериментальные приборы, разрабатывая и проводя экспери­менты по научению и вообще манипулируя переменными окружения. Совершен­ии не удивительно поэтому, что внимание Скиннера было сосредоточено на детер­минантах поведения, находящихся вне человека. Разумеется, он преуспел, найдя их в окружении, что отражено в его центральной и хорошо сформулированной концепции подкрепления.

Когда мы представляем себе позицию каждого теоретика по всем девяти ос­новным положениям и то, как они взаимодействуют с его уникальными жизнен­ными обстоятельствами, мы начинаем понимать, из чего образуется формальная cтруктуpa теории личности. Говоря так, мы ни в коей мере не хотим преумень­шить poль основных положений в теоретическом построении; мы просто помеща­ем эти положения в определенную систему координат. Как указывалось ранее, сам процесс создания теории о человечестве основывается на определенных фи­лософских положениях. Однако различия взглядов и концепции, сформулиро­ванных теоретиками, также обусловлены различием их личного опыта.

Остается один заключительный вопрос: какова будет роль основных положе­нии в теории личности будущего? С осторожностью мы отвечаем, что так как они имеют отношение к основному вопросу — что есть человечество, их роль будет оставаться неизменной. Основные положения, касающиеся человеческой приро­ды, будут являться основой для всех будущих теорий личности, независимо от их специфического содержания или формы. А вот теории, гипотезы, методология и эмпирические исследования, которые образуют психологию личности как дис­циплину, изменятся. Появятся новые теоретики, которые по-другому соотнесу] своп переживания и уникальные особенности личности с основными положения­ми. Вероятно, они получат новые данные о поведении человека, относящиеся к психологии и другим смежным дисциплинам. В то же время можно ожидать, что изменившиеся условия в мире повлияют на их теории так же, как они повлияли на теории их предшественников. Все ученые, о которых мы писали в этой книге, испытали на себе воздействие событий, происходивших в то время, когда они жили. Влияние первой мировой войны на концепцию Фрейда об агрессивности человека - только одни из примеров. Тем не менее, мы полагаем, что философ­ские положения будут оставаться той структурой, на основе которой личностные теории будут создаваться в обозримом будущем.

Теперь посмотрим на теории личности еще с одной точки зрения.