ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

В отличие от многих персонологов, чьи теории построены на изучении нездоро­вых или незрелых личностей, Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и не считал, что клинические наблюдения можно использовать при построении тео­рии личности. Он просто отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди действительно имеют много общего. Он сознавал, что многие персонологи его времени не могут даже дать определения здоровой личности и, что еще хуже, не прикладывают сколько-нибудь существенных усилий для ее описания. Так Ол­порт начал длительную работу по созданию адекватного описания здоровой лич­ности или того, что он называл «зрелой личностью».

Олпорт полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжаю­щийся всю жизнь процесс становления [Allport, 1961]. Он видел также каче­ственную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической лично­стью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний дет­ства. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шес­тью чертами.

1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиоз­ными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного это человека и подлинной увлеченности. По Олпорту, любовь к себе — это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпада­ющих под эту категорию: дружеская интимность и сочувствие. Дружески-интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека вы­казывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собствен­ническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и само­приятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раз­дражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне

и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональны­ми состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким об­разом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них пло­хой лень, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая сноп мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

А. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не вос­принимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потреб­ностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план своп личные желания и импульсы до тex пор. пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости. Олпорт цитирует известного нейро­хирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» [Allport, 1961, р. 290]. Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью: они стремятся к достижению лично значимых и реа­листичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самосознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, cуществует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его "само объективностью». Тем самым он имел в виду, ч то у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному са­мовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, — это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и после­довательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержа­щая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправлен­но выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социально­му благополучию, религию или еще что-нибудь — по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в челове­ке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминиру­ющей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Теперь обратимся к основным положениям, лежащим в основе диспозициональной теории личности Олпорта.