ПРИМЕНЕНИЕ: ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Как уже отмечалось в этой главе, в своем описании зрелой личности Олпорт под­черкивал важность объединяющей философии жизни. Он также утверждал, что такая философия основана на ценностях, то есть на убеждении человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. Полагая, что усилия человека найти поря­док и смысл в жизни определяются ценностями, Олпорт взялся за задачу их выяв­ления, определения и измерения. То, что его научный поиск увенчался успехом, демонстрирует хорошо известный личностный тест, в создании которого он прини­мал активное участие, — «Тест изучения ценностей». Этот тест был впервые опубликован в 1931 году, и в наше время мы пользуемся его третьим изданием [Allport et а.. 1960]. В контексте теории черт данный тест иллюстрирует попытку Олпорта разложить чрезвычайно сложную составляющую личности (ценности) на измеряемые опытным путем элементы.

Для решения этой сложной задачи Олпорту нужна была концептуальная мо­дель, которая могла бы объяснить различия в системах ценностей у индивидуу­мов. Необходимую модель он нашел в работе Эдуарда Ширангера (Eduard Spranger), европейского психолога. В своей книге «Типы людей» (1922) Ширангер вывел шесть основных типов ценностей. Представленные как основные аль­тернативные направления ценностных ориентации (а не как шесть типов личнос­ти), эти ценности присущи в различной мере всем людям; они являются стержне­выми в человеческой жизни [Ailport, 1961]. Итак, ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентации; ско­рее у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Согласно Олпорту, эти ценности лучше всего представить как черты более глубокого уров­ня. Описание этих черт дается ниже.

1. Теоретическая.Человек, придающий особое значение этой ценности, преж­де всего заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется ра­циональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаше избирает для себя деятельность в области фундаментальной пауки или философии.

2. Экономическая.«Экономический» человек выше всего ценит то, что полез­но или выгодно. Он исключительно «практичен» и прочно придерживается сте­реотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом реализации научных потребностей людей экономического склада.

3. Эстетическая.Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Вос­принимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симмет­рии или уместности, относящиеся к этому тину люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстети­ческим сторонам жизни.

4. Социальная.Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, счи­тая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.

5. Политическая.Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограни­чивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у «политических личностей» существуют явные индивидуальные различия в отношении ценности власти. В то же время незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.

6. Религиозная.Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого. Однако способы выражения этого жела­ния могут быть различными. Например, одни религиозные личности являются «имманентными мистиками», которые находят смысл в самоутверждении и актив­ном участии в жизни. В то же время другие являются «трансцендентными мисти­ками», стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни (например, монахи). Независимо от способа самовыражения, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл.

Олпорт оценивал индивидуальные различия степени выраженности данных шести ценностных ориентации при помощи «Теста изучения ценностей». Разра­ботанный и унифицированный с помошью студентов колледжа, гест состоит из 45 вопросов, и для его проведения требуется около 20 минут. Подобно другим многофакторным личностным тестам, он дает оценку по каждому фактору (цен­ности). Комбинация оценок графически выражается в виде профиля ценност­ных ориентации данного испытуемого. Профили полезны для целей учебной демонстрации, и особенно для профессиональной ориентации клиентов. В целом, надежность и валидность получаемых данных подтверждает практичность этого теста. Кроме того, усредненные оценки по каждой из шести ценностей различа­ются в ожидаемых направлениях для представителей различных профессий. Студенты, изучавшие бизнес, получили наивысшие показатели по экономиче­ской ценности; студенты, изучавшие искусство и дизайн, — по эстетической; а студенты, посвятившие себя теологии, — по религиозной (Allport et al., !960]. Хотя в настоящее время этот тест уже не столь популярен как прежде, он точно отражает положение Олпорта о том, что ценности представляют собой существен­ную часть личности.