И ДЖУЛИАН РОТТЕР

Трудно преувеличить то влияние, которое основные прин­ципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного науче­ния, описанные в главе 7, предоставляют мощный инстру­мент для объяснения того, как формы поведения приоб­ретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние де­сятилетия, однако, персонологи начали выдвигать пред­положения, что поведение человека регулируется слож­ными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являю­щихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление. Особенности этого направ­ления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джу­лиана Роттера. Теория каждого из них значительно отли­чается от радикального бихевиоризма Скиннера, но со­храняет строгую научную и экспериментальную методо­логию, которая характеризует бихевиористский подход.

Бандура полагает, что психическое функционирова­ние лучше понимать в терминах непрерывного взаимо­действия между факторами поведенческими, когнитивны­ми и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависи­мые детерминанты, то есть на поведение влияет окруже­ние, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной при­чиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры являет­ся убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его резуль­татами [Bandura, 1989a,p. 14-15].

Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективнос­ти — положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена социально-когни­тивному направлению, разрабатываемому Бандурой.

Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфичес­кий аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание — концепция локуса контроля. Другие важные концепции его теории социального научения (например, потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологи­ческая ситуация) будут кратко обсуждены позже. А теперь обратимся к биогра­фии Альберта Бандуры.