ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЕЛЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Как уже отмечалось, философия конструктивного альтернативизма предполагает, что Вселенная реальна, но разные люди интерпретируют ее по-разному. Это озна­чает, что наша интерпретация событий оказывает большее влияние на наше пове­дение, чем сами события. Доктрина Келли также означает, что различия между персонологами относительно природы человека являются отражением их уни­кальной конструктной системы. И сам Келли не был исключением в этом вопросе. Как и все другие теоретики, системы которых мы обсуждали в этом учебнике, Кел­ли представляет природу человека, основываясь на своей собственной интерпрета­ции психологической реальности. Его исходные философские положения, обсуж­даемые ниже, представлены на рис. 9-1.

Свобода—детерминизм,В теории личностных конструктов люди представле­ны как свободные и зависящие от своего собственного поведения. Вот четкая фор­мулировка Келли:

Эта система личностных конструктов дает ему [человеку] и свободу решений, и ограни­чение действий — свободу, потому что она позволяет ему иметь дело со значением собы­тий, а не с силами, которые подталкивают его, и ограничение, потому что он всегда делает выбор в пределах тех альтернатив, которые он выстроил для себя [Kelly, 1958, р. 58].

Итак, по Келли, люди обладают громадным набором конструктов, из которого они выбирают те, что необходимы для интерпретации событий, но, однажды вы­бранные, эти конструкты определяют их поведение. Люди действуют только в пределах конструктов, которые они приобрели Например, человек, сталкиваю­щийся с незнакомым явлением, может использовать или не использовать конст­рукт «хороший —плохой» для его интерпретации. Если он решит применить этот конструкт, то, вероятно, выберет тот его полюс, который предлагает большую возможность для дальнейшей разработки своей прогностической системы (вывод

Рис. 9—1. Позиция Келли по девяти основным положениям, касающимся природы чело­века.

о выборе). Однако, когда он сделал выбор, он больше не свободен, если только не решит интерпретировать незнакомое явление в других терминах, тем самым уста­навливая для себя новые границы и новые отношения конструктов. Конечно, он может интерпретировать и анализирован, то же явление в течение всей жизни, таким образом давая возможность циклу свобода --детерминизм, лежащему и ос­нове его поведения, проявляться вновь и вновь. В теории Келли свобода и детер­минизм находятся в сложном переплетении.

Рациональностьиррациональность.Строгая приверженность Келли поло­жению рациональности распространяется на все аспекты его теории. Действитель­но, по сравнению с другими направлениями, представленными в этом учебника, в системе Келли рациональности придается наиболее серьезное значение. Келли считал, что люди находятся в постоянном интеллектуальном поиске, стараясь по­нять мир вокруг себя. То. как Келли интерпретировал личность, ясно показывает приверженность основному положению рациональности. Фактически когнитив­ная теория Келли не могла бы существовать как жизнедеятельная «конструктив­ная альтернанта», не имея в своей основе рациональной позиции.

Холизм - элементализм.Келли придерживался умеренно холистической точ­ки зрения на природу человека. Хотя его единица анализа, личностный конструкт, па первый взгляд отражает элементалистский подход к изучению людей, Келли не делает предположения о том, что личность можно понять по каждому конст­рукту в отдельности. Наоборот, он придает особое значение тому, как конструкты организованы и связаны друг с другом. Следовательно, чтобы понять человека, необходимо понять всю его конструктную систему.

Например, конструкт «хороший» студента А, будучи применен по отношению к его профессору, может быть просто подчиненным для конструкта «интерес­ный», Л конструкт «хороший» студента Б в топ же самой ситуации может быть подчиненным для конструкта «интеллектуально стимулирующий». Согласно Келли, просто невозможно было бы оценить эту разницу, изучая отдельно взятый конструкт «хороший» студентов А и Б Многочисленные дополнительные взаи­моотношения внутри системы также были бы не замечены при поэлементном под­ходе. Однако можно оценить конструкты по отдельности: в этом смысле Келли не полностью привержен положению холизма.

Конституционализм—инвайронментализм.Здесь Келли в значительной сте­пени склонен к полюсу инвайронментализма. Так как Келли никогда впрямую не обращался к вопросу внешнего или внутреннего происхождения личностных кон­структов, то в его теории просто нет никаких ссылок на наследственность. С дру­гой стороны, окружение теоретически вездесуще; по Келли, люди все время интер­претируют и анализируют события, имеющие место в окружении. Личностные конструкты извлекаются из жизненного опыта, применяются для прогноза буду­щих событий и изменяются или отбрасываются, если не помогают прогнозировать эти события. Таким образом, конечная функция конструктной системы человека — интерпретация окружающего мира.

В то же время, в теории Келли окружение не обладает тем абсолютным могуще­ством, как в теории Скиннера. Познающий человек активно интерпретирует, оценива­ет, анализирует окружение, а не формируется под его влиянием. В отличие от радикального бихевиоризма Скиннера, система Келли рассматривает человека в основном как познавающего и рационального субъекта. Влияние окружения признается в системе Келли, но не до такой степени, чтобы полностью заслонить человека. Таким образом, инвайронментализм Келли лучше всего характеризовать как умеренный.

Изменяемость – неизменяемость.Теория Келли насыщена динамическими изменениями.Жизнь рассматривается как постоянное движение, причем все события подлежат пересмотру в свете различных конструктов. Это кинетическое восприятие отражает убеждение Келли в том, что люди меняют свои взгляды и формируют новые конструкты в течении всей жизни. Такая точка зрения демонстрирует сильную приверженность положению изменяемости.

Положение изменяемости отчетливо проявляется в том факте, что Келли считает необходимым объяснить обстоятельства, при которых происходит изменение в конструктной системе. Люди изменяют свои конструктные системы по мере того, как успешно интерпретируют неповторяемость событий (вывод об опыте). С точки зрения основного положения, это означает, что личность индивида может изменяться в течении времени как функция от опыта. И вывод о модуляции, разработанный Келли, частично объясняет, как конструктная система человека может изменяться в той степени,. В какой его конструкты являются проницаемыми. Чем более проницаемы конструкты, тем больше событий они могут включать в диапазон применяемости, и тем больше пространство для изменений во всей системе. Однако Келли утверждал, что не все люди способны изменяться в одинаковой степени. Например, человек, не пересматривающий свои конструкты в свете текущих событий, потому что они лишены проницаемости, не будет сильно изменяться с течением времени. Такой человек всю жизнь будет ригидным в интерпретации событий и поведения. Но человек с проницаемыми конструктами действительно мог извлечь пользу из жизненного опыта – такой человек может изменять конструкты в течение всей жизни. Так как Келли признавал возможность подобного изменения и пытался объяснить, как оно происходит, то можно сделать вывод о том, что он был строго привержен положению изменяемости.

Субъективность – объективность.Келли утверждал, что люди живут в субъективном мире личностных конструктов. Люди могут интерпретировать и анализировать внешние события, как им хочется, но они, тем не менее, остаются в пределах своих субъективных конструктных систем. Каждый индивид рассматривает действительность с помощью модели личностных конструктов, и эти модели уникальны для каждого человека.

Объективные внешние факторы воздействуют на человека не одинаково, потому что он всегда интерпретирует их в соответствии со своими личностными особенностями. То, что является «полезным» опытом для одного человека, будет «вызывать тревогу» у другого; то, что «уместно» для одного человека, может быть просто «неосновательным» в конструктной системе другого. Объективная реальность всегда видоизменяется в творческом осмыслении человека: реальность – это то, что является субъективно интерпретации каждого из нас. Итак, по Келли, каждый человек живет в уникальном мире, в какой мы хотим его пересмотреть. Келли строго привержен положению субъективности. Фактически своеобразное сочетание положений рациональности и субъективности является уникальной чертой его теории.

Проактивность—реактивность.Положение проактивности — реактивности непосредственно касается вопроса о мотивации: люди сами выстраивают свое по­ведение или оно является реакцией на внешние раздражители? Поскольку Келли рассматривает мотивацию как излишний конструкт, он не делает предположения о ее природе. Для Келли люди ни проактивны, ни реактивны — они живые! Быть живым значит быть активным; жизнь — это форма движения. Итак, Келли счита­ет совсем необязательным рассматривать вопрос о том, что является мотивацией поведения по той простой причине, что человек живет и, следовательно, всегда ак­тивен в поведении. Если принять эту неортодоксальную позицию в отношение мотивации, следует согласиться, что положение проактивности— реактивности нельзя применить к теоретической системе Келли.

Гомеостаз—гетеростаз.Это положение также отражает вопрос мотивации: поведение человека направлено на ослабление побуждений и сохранение внут­ренней гармонии или на рост и самоактуализацию? По Келли, ни одна из этих категорий не применима. Он полагал, что люди стремятся приобрести и организо­вать логически последовательные конструктные системы, чтобы точно прогнози­ровать будущие события. Поступая таким образом, они занимаются продуманным выбором, то есть они выбирают ту альтернативу, которая ведет к большему рас­ширению и определению их конструктных систем (вывод о выборе). Для иссле­дователя, ориентированного на гетеростаз, это может звучать как рост и самоакту­ализация. С другой стороны, те, кто предпочитают гомеостаз, могут возразить, что люди делают именно такой выбор, потому что они пытаются уменьшить внутрен­нюю неуверенность по отношению к миру. Сам Келли не придерживался ника­кой определенной позиции по этому ключевому вопросу. Мотивация, с его точки зрения, - несущественная концепция. Следовательно, в качестве основного по­ложения о природе человека понятие гомеостаза — гетеростаза не применимо к когнитивной системе Келли.

Познаваемость—непознаваемость.Келли не рассматривал природу челове­ка как познаваемую в традиционном русле научного исследования. Он отвергал философскую позицию реализма, которая утверждает, что объективную реаль­ность можно понять, независимо от ее восприятия нами. Возражая против реа­лизма, Келли выдвинул свою собственную эпистемологическую доктрину конст­руктивного альтернативизма, которая утверждает, что реальны только события внутреннего мира. Объективная реальность не существует отдельно от нашего личного истолкования ее. А следовательно, природу человека нельзя познать, ее можно только альтернативно интерпретировать.

Тогда возникает очевидный вопрос: а при чем тут наука? Келли отвечает, что научные теории служат как обособленные полезные конструктные системы в про­цессе объяснения событий. Одни оказываются полезнее, чем другие (какие имен­но — покажут будущие события), но надежные устойчивые теории хорошо послу­жили в качестве конструктивных альтернатив. Рассмотрим несколько избранных теорий личности в качестве примера. Фрейд интерпретировал людей в терминах бессознательной мотивации; Адлер выделял стили жизни; Эриксон открыл психо­социальные стадии развития эго; Кеттел рассматривал черты, лежащие в основе по­ведения; Скиннер наблюдал опосредованные условные реакции; Бандура предло­жил научение через наблюдение в качестве ключевого аспекта поведения челове­ка. А Келли? Келли подчеркивал субъективную интерпретацию мира человеком. По сути, в персонологической теории Келли заложены семена ее кончины. Так как реальность остается открытой множественным интерпретациям, насту­пит такой день, когда события, сейчас интерпретируемые по теории Келли, будут лучше прогнозироваться с помощью какой-то другой системы теоретических кон­структов. Он осознавал это и с обезоруживающей прямотой признавал. Обсуж­дая, как теория личностных конструктов была классифицирована достойными уважения учеными, он пришел к заключению: «Ее также классифицировали как абсурд, который, весьма вероятно, в один прекрасный день изживет сам себя» [Kelly, 1970, р. 10]. Следовательно, с позиции своих философских воззрений Келли допускал, что поведение человека непознаваемо с помощью эмпирических исследований.