АБРАХАМ МАСЛОУ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигриро­вавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному призна­нию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: «Удивительно, что. имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчи­ком среди соседей неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» [Hall, 1968, р. 37]. Позже он узнал практи­ческую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству бочек, принадлежавшей его семье.

Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. В недавно опубликованной биографии [Hoffman, 1988] автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за ма­лейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомне­ваться в Боге.

Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу как жестокую, невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери — некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была жива — нет ни капли тепла или любви [Hoffman, 1988, р. 7].

 

 

Абрахам X. Маслоу

Маслоу вспоминал отца как человека, который «любил виски, женщин и дра­ки» [Wilson, 1972, р. 131]. Более того, отец внушил ему. что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектич­ный курс в Корнетском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по пси­хологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время органи­зовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Доктор­ская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доми­нантного поведения в колонии обезьян:

Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берге Гудман. своей школьной возлюбленной. Его родители были прочно брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетичес­кими дефектами. Тем не менее брак с Бертой и учеба и Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин» [ 1968, р. 37].

Посте получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с известным теоретиком в области научения Горняцком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оста­вался в течение следующих 14 лег. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х — начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм. Альфред Адлер, Клоен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер - вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. Нефор­мальные беседы и волнующий опыт общения с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также занимался психоанализом.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Уни­верситете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. Л. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Этот не­академический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечною приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделе­ния личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был из­бран президентом «сей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором-основателем «Журнала гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology) и «Журнала трансперсональной психологии» (Journal of Transpersonal Psychology) и являлся консультирующим редактором многочислен­ных научных периодических изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифор­нии и другие группы, включенные в изучение потенциала человека.

Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни, Яго: «По направлению к психологии бытия" (1968): «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964): «Эупсихея: дневник" (1965): «Психология науки: рекогносцировка» (1966): «Мотивация и личность» (1987. 3rd edition) и «Новые измерения человеческой природы" (1971. сборник статей, ранее опубли­кованных Маслоу в различных психологических журналах). Том. составленный при участии его жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу" (Abraham Н. Maslow. A Memorial Volume), был опубликован посмертно в 1972 году.