Психологическая утопия: Эупсихея

Вклад Маслоу в персонологию не был бы полным, если он не обратил бы внима­ния на те необходимые изменения, которые, как он чувствовал, вызывают самоак­туализацию в широком объеме. Он утверждал, что обстоятельства окружения могут либо способствовать, либо препятствовать стремлению к метажизни. Хоро­ший человек и хорошее общество, с точки зрения Маслоу, одно и то же. Он считал, что наша современная культура и социальные институты основаны на гедоничес­ки извращенной концепции природы человека. А именно, он полагал, что суть главных положений, лежащих в основе воспитания детей, официального образо­вания, отношений работодатель- работник и даже ведущих религиозных конфес­сий, состоит в том, что человек является не более чем нарциссическим животным. Контролировать поведение такого создания можно только с помощью строгой дисциплины и постоянной угрозы наказания. Бездна энергии тратится на то, что­бы подавить в человеке дьявола. Напротив, Маслоу чувствовал, что вероятность самоактуализации возрастает, когда окружение способствует удовлетворению по­требностей человека: «В таких условиях самые глубинные пласты природы чело­века могут проявляться с большей легкостью» [Maslow, 1987, p. 122].

Маслоу [Maslow, 1971, 1987] мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал эту потенциальную утопию Эупсихея. В ее основе должна была лежать философия анархизма, то есть прави­тельство не должно было бы ограничивать свободу индивида. Основные потреб­ности и метапотребности уважались бы гораздо больше, чем в нашем обществе. Людям позволяли бы свободно делать какой угодно выбор. В Эупсихее был бы полный синергизм, или работа вместе. Такое общество также было бы обществом, ценящим простоту и бескорыстие. Словом, обитатели Эупсихеи были бы честны друг с другом и менее внушаемы, жестоки и высокомерны, чем мы.

Истинная ценность Маслоу как психолога-теоретика заключается в его инте­ресе к таким сферам функционирования человека, которые большинство других ученых почти полностью игнорировали. Он один из немногих персонологов, кто серьезно исследовал позитивные измерения человеческого опыта и, что важно, сформулировал своп идеи как для широкого круга общественности, так к для своих эрудированных коллег-психологов Он предвидел общество, которое позво­лило бы нам поднять нас и наше отношение друг к другу на истинно гуманисти­ческий уровень, основанный на достижениях психологии. Для Маслоу конечная ценность психологии состоит именно в этом: «Если мы умрем в другой войне или если мы будем оставаться напряженными, невротичными и тревожными в нараста­ющей холодной войне, то это благодаря том}-, что мы не понимаем себя и друг друга. Улучшите природу человека, и вы улучшите все... Нам нужна психоло­гия...» [Maslow, 1956, р. 227]. Эти слова, написанные почти 40 лет назад, звучат актуально и сегодня, когда мы приближаемся к новому столетию, исполненные новых надежд на перспективы развитая человеческого общества.