ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС

Феноменологическое направление теории личности под­черкивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприя­тия и познания действительности. Феноменологии пола­гают, что именно внутренняя система отсчета человека -или субъективная способность постигать действитель­ность — играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально суще­ствует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объек­тивная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в дан­ный момент времени. Этот тезис является краеуголь­ным камнем феноменологического подхода к личности [Watzlawick, 1984].

Другой важный тезис, характеризующий феноменоло­гическое направление, — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Действительно, феноменолога полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение явля­ется существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожале­нию, некоторые стремятся жить так, как будто не воспри­нимают себя в качестве основного контролирующего фак­тора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахмат­ной доске, эти люди проживают жизнь, словно какие то силы, которым они не могут сопротивляться, «движут» ими. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди поте­ряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних воз­можностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оп­тимистичный взгляд на человечество.

Следы трех основных тезисов, связанных с феноменологическим направлени­ем в персонологии, прослеживаются в теориях Маслоу и Келли, представленных в двух предыдущих главах. Тем не менее, общепризнано, что концепции и поло­жения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее пря­мо выражены в работах Карла Роджерса. Его теория включена в эту книгу пото­му, что в ней делается попытка понять, как человек воспринимает мир. Теория Роджерса представлена также и потому, что она уделяет пристальное внимание концепции самости и переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям. Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели порази­тельное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семей­ное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образователь­ных стратегий, используемых сегодня профессионалами.