Господство субъективного опыта

Связь опыта с поведением является существенным тезисом в феноменологиче­ской теории Роджерса. Он настаивал на том, что поведение человека нельзя по­нять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Говоря о прогно­зировании поведения, Роджерс заявлял, что человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент. Таким образом, он выступал против утверждения Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию; по его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, кото­рое регулирует поведение. Критическое значение имеет восприятие явлений: что именно для меня представляет собой напиток из взбитых яиц с сахаром и ромом, или чувства любви и гнева, или данный человек. Следовательно, никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности непременно лучше или правильнее, чем у кого-то еще никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других.

Роджерс отвергал в большей ее части теорию Фрейда о том, что прошлым опыт или источники происхождения поведения являются первичными фактора­ми, лежащими в основе личности. Поведение не определено прошлыми события­ми. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша актуальная интерпретация прошлых переживании, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение. Если бы Роджерса, например, спросили: «Что заставляет человека поступать так враж­дебно?». — то могли бы получить ответ: «Он рассматривает мир как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить». Роджерс не сказал бы. «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».

С этой неисторической точки зрения необязательно прослеживать давнее про­шлое, чтобы узнать, почему человек ведет себя так сегодня. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение суще­ственно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее (обратите внимание на сходство с теорией личностных конструктов Келли). Например, если молодая женщина считает, что она не умеет общаться с мужчинами, она находится в затруд­нении не из-за прошлых неудач, а из-за того, что боится неудач будущих. Ею управляет самоисполняющееся предвидение, а именно то, что она не сможет заин­тересовать мужчину, потому что лишена социального шарма. Изменение негатив­ного представления, которое она создала о себе, вероятно, способствовало бы ее успеху в будущих сексуальных отношениях. Таким образом, Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте «настоящее — будущее».

И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холисти­ческую точку зрения на личность — представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса холистическом1,7 направлению видна практически в каждом аспекте его теоретической системы.

Я-КОНЦЕПЦИЯ: «ВСЕ-ТАКИ КТО Я?»

Из предыдущего обсуждения должно быть ясно, что Я-концепция является опре­деляющей в подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории, что некоторые психологи определя­ют ее как «теорию Я» [Patterson, 1973]. Но, удивительно, Роджерс начал созда­вать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного «Я» в пережива­ниях человека. Скорее он начал с представления самости как «неясного, дву­смысленного, научно бессмысленного термина», который больше не в моде у уважающих себя психологов [Rogers, 1959, р. 200]. Однако его пациенты настаи­вали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека и что целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как:

Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязатель­но осознаваемый [Rogers, 1959, р. 200].

Таким образом, «Я» — это дифференцированная часть феноменального ноля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Я-концепция озна­чает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отра­жает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». С точки зрения феноменологического на­правления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различ­ными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов «Я» — родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заме­тить, что «Я» человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах [Markus, Nurius, 1986].

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так­же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот послед­ний компонент «Я» называется Я-идеалъное. По Роджерсу, Я-идеальное отража­ет те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», кото­рое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерсовское понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция ис­ходит из общих законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии [см. Epstein, 1973]. Это означает, что структура «Я» действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура— фон, завершение и сход­ство. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по при­роде, и считал, что она представляет собой организованную, логически последо­вательную и интегрированную систему восприятия «Я». Так, например, хотя «Я» постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет ка­чества целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что они в любой мо­мент времени остаются все теми же людьми. Далее Роджерс предположил, что Я-концепция — это не гомункул или «маленький человечек в голове», кото­рый контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как «Я», принимается и признается сознанием. Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую включены бес­сознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не поддается научному исследованию.