ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Как и большинство персонологов, ориентированных на терапию, Роджерс [Ro­gers, 1980] высказывал определенные идеи о конкретных личностных характери­стиках, которые определяют «хорошую жизнь». Такие представления были большей частью основаны на опыте его работы с людьми, решающими жизненные проблемы в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с усло­виями ценности.

Роджерс начинает рассматривать хорошую жизнь с оценки того, чем она не является. А именно, хорошая жизнь - это не фиксированное состояние бытия (то есть не состояние добродетели, удовлетворенности, счастья) и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным или актуализированным. Используя психологическую терминологию, это и не состояние уменьше­ния напряжения или гомеостаза. Хорошая жизнь- это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.

«Полноценно функционирующий» — это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализу­ют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих пережива­ний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих люден [Rogers, 1961]. Ниже; мы перечислим и кратко обсудим их.

1. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего челове­ка — это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно проти­воположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их: часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.

Например, полноценно функционирующий человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почувствовать желание публично упрекнуть профессора в том. что он такой скучный. Если у него есть хоть капля здравого смысла, он подивит в себе это желание — подобная выходка сорвет занятия и в конечном итоге не будет способствовать его тенденции актуализации. Но дело в том. что это чувство не будет представлять для него угрозу, поскольку v него нет внутренних барьеров или тормоза, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать сноп чув­ства и действовать рассудительно в любой, данный момент времени. Ecли он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать сообразно этому чувству. В приведенном примере человек, вероятно, осознает, что не следует поддаваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности профес­сор} . который, сам того не зная, стал «мишенью»), и поэтому откажется oт этой мысли и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания пли эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты — он действительно oоткрыт для всех возможностей.

2. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека, отме­ченная Роджерсом, — экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить пол­но и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое пережива­ние воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу [Rogers, 1961], то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независи­мо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее «Я" человека и его личность проистекают из переживания, а но пережи­вание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой Я-структуре. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

3. Tpeтьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека, является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Ото качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения А именно, в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других (от супруга и друга до ведущего теле­шоу) или па то как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, па их способность принимать решение оказывают сильное., если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: «Доказано, что внутренне ощущение типа „я поступаю правильно'' явля­ется значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» [Rogers, 1961. р. 190]. Организмическое доверие, следовательно, озна­чает способность человека принимать во внимание спои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

4. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отме­ченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограниче­ний или запретов. Субъективная свобода - это чувство личной власти, способ­ность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс яе отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Дей­ствительно, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсо­лютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функциониру­ющий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

5. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимально» психологиче­ской зрелостью, -- креативность, Для Роджерса продукты творчества (идеи, про­екты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потреб­ности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся усло­виям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полно­стью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформиста­ми. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками. Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего че­ловека в целостную картину, когда писал:

Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, чем огра­ниченный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть, частью этого процесса значит погрузиться и часто пугающее и часто удовлетворяющее переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.

Я полагаю, стало достаточно очевидным, почему для меня такие прилагательные. как счастливый, довольный, блаженный, приятый, оказываются не совсем подходя­щими к какому-то общему описаний) процесса, который я назвал хорошей жизнью хотя иногда человек испытывает эти чувства. Мне кажется, что больше подходят такие прилагательные, как обогащенный, волнующий, поощряемый, интересный, зна­чимый. Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она требует расширения и роста в направлении раскрытия собственного потенциала. Для то­го необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни [Rogers, 1961, р. 195-196].

Очевидно, что Роджерс, как до него Маслоу и, в некоторой степени. Олпорт, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это означа­ет жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бы­тие — короче, «полноценно функционировать». Роджерс был уверен, что полноцен­но функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат присущую природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживания.

Теперь обратим наше внимание к основным положениям о природе человека, которые подчеркивают позитивный и оптимистичный взгляд Роджерса на челове­чество.