ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОДЖЕРСА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Без сомнения, Скиннер и Карл Роджерс являются одними из самых влиятельных американских психологов нашего времени. У них обоих было много последовате­лей. Как главные фигуры, символизирующие глубокий раскол в современной американской психологии на бихевиоризм и феноменологию, Скиннер и Роджерс расходились по многим важным вопросам, но нигде различие не было столь глубоким, как в их точке зрения на человеческую природу. Это различие с наи­большей очевидностью проявляется в их основных положениях, касающихся при­роды людей. Если вы сравните основные положения Роджерса (представленные на рис. 11-1) с положениями, которых придерживался Скиннер, вы обнаружите, что практически по каждому пункту их позиции диаметрально противоположны.

Свобода—детерминизм. Обсуждая свое несогласие с бихевиоральной психо­логией вообще и со Скиннером в частности, Роджерс [Rogers, 1947] замечал, что клинический опыт убедил его в невозможности отрицания реальности и значимо­сти выбора человека. На протяжении многих лет он наблюдал различных людей в ходе индивидуальной терапии и в группах встреч. Все эти люди стремились к личностному росту и. оказываясь перед лицом трудных жизненных решений, в конечном итоге принимали свои решения. Выбор, который делает человек, даже

Рис. 11 —1. Позиция Роджерса по девяти основным положениям, касающимся природы человека.

в большей степени, чем признает экзистенциальная философия, определяет, в ка­ком направлении пойдет развитие его личности. Следовательно, Роджерс не со­мневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни.

В теории Роджерса свобода рассматривается как составная часть тенденции актуализации. Для этой тенденции естествен уход от контроля внешних подкре­плений к внутреннему контролю и автономному поведению [Rogers. 1980]. То есть чем активнее может действовать тенденция актуализации, тем у человека:

■ выше вероятность преодоления «условий ценности», заложенных в ранние годы жизни;

■ больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний:

■ больше свободы в формировании себя и своей жизни.

Тенденция актуализации максимально эффективна у «полноценно функцио­нирующих людей», которых, как уже было сказано, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти люди зна­ют, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно «живут» ею в каждый момент времени. Роджерс всецело привержен положению свободы на индивидуальном уровне. Он признавал за наукой право предполагать определенный детерминизм, но настаивал на том. что нельзя отрицать существо­вание осознанного выбора.

Рациональность—иррациональность.Основной предпосылкой теории Род­жерса является то, что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жес­токое обращение с детьми, воины), проистекает из-за того, что человечество пре­бывает «не в согласии» со своей истинной внутренней природой. Также, как в случае со свободой, истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция актуализации, являющаяся побудительной силой жизни каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.

Как Роджерс пояснил в опубликованном интервью с Уиллардом Фриком [Frick, 1971], свобода, рациональность и тенденция актуализации сложно перепле­тены в его представлении человечества Когда тенденция актуализации имеет воз­можность проявиться, поведение человека является значительно более свободным и осознанным. В идеальной ситуации поведение человека «-исключительно рацио­нально, неуклонно движется по направлению к целям, которых организм стремит­ся достичь» [Роджерс, 1961, p. 195]. Такая концепция человека была бы невоз­можной без твердого следования положению рациональности.

Холизм—элементализм.Роджерс был весьма привержен пониманию и изу­чению человека как гештальта, или единого целого. Действительно, холистиче­ский акцент очевиден во всех его рассуждениях. Но, возможно, наиболее очевиден он в его центральном теоретическом конструкте — самости. Чтобы теоретик исхо­дил из такою глобального, всеобъемлющего единого конструкта при объяснении поведения, необходимо как минимум полностью принимать положение холизма.

Более того, в системе Роджерса самость постоянно движется в направлении все большей целостности. Именно с этой позиции Роджерс объясняет развитие человека, которое начинается с недифференцированного феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это ноле не становится разделен­ным на «Я» и окружение (возникает Я-концепция), и достигает наивысшего раз­вития в усилиях организма достичь единства «Я" и согласованности с собой [Rogers, 1963]. Следовательно, если человек здоров, он всегда движется к все большей целостности и единству Холизм - основной тезис, обычно встречаемый у гуманистически ориентированных персонологов: теория Роджерса ясно выра­жает этот принцип.

Конституционализм—инвайронментализм.Теория Роджерса показывает умеренную приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его теоретических трудов поражаешься частому употребле­нию таких словосочетании, как -природа человека», «истинное ...Я" человека», «врожденный потенциал человека». которые подразумевают биологическую основу человеческого развитая и личности. Это конституциональное научение, возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции актуализа­ции. Не нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основыва­ется на физиологических процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма

Но это не все. Так как «Я" появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. «Безусловное позитивное внимание» от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание «условий ценности» препятствует ему. Следовательно, возникновение Я-концеп­ции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория. Роджерса нико­им образом не лишена положения инвайронментализма.

Все же. чтобы увидеть положение конституционализма- инвайронментализма в правильном свете, необходимо рассмотреть его связь с положениями свободы и рациональности. Как указывалось в главе 1, девять основных положений не являются полностью взаимозависимыми; то же самое верно и для позиции любо­го теоретика. Роджерс понимал, что люди — единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом воз­можность выбирать свое будущее [brick, 1971]. Поскольку люди по природе ра­циональны и свободны, они могут как-то преодолеть влияния — конституцио­нальные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие. Короче говоря, убеждение Роджерса, что люди формируют собственную судьбу, сдерживает дей­ствие положения конституционализм — инвайронментализм.

Изменяемость—неизменность.Отчетливым признаком приверженности персонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в кон­цепции тенденции актуализации. С помощью тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие сбой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической си­стеме Роджерса подразумевается под человеческим бытием.

Наличие возможности для личностных изменений становится еще более оче­видным, если мы вновь рассмотрим взаимодействие тенденции актуализации со свободой и рациональностью в феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать, каким он намерева­ется стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является очень сильной.

Субъективностьобъективность.Субъективность является ключевым поло­жением в теории Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концеп­ция. Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современном)' бихевиоризму Роджерс настаивал на том, что мы никогда адекват­но не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объектив­ные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущ­ность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и привержен­ность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна.

Проактивность—реактивность.Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей — тенденцию ак­туализации, 'Гак как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, «проактивируется».

Хотя Роджерс признавал, что необходима какая-то внешняя стимуляция для развертывания самоактуализации, внешние стимулы в его теории являются тем, с чем врожденная тенденция актуализации взаимодействует, а не тем, что ее обуславливает. В самом прямом смысле человек психологически потребляет внешние стимулы, а не просто реагирует на них. Учебная аудитория является в данном случае хорошим примером. С точки зрения Роджерса, научение человека является просто прямой функцией того, чему «научают» (то ест реакцией на внешние стимулы) [Rodgers, 1969]. Но люди могут получить пользу от аудиторного обучения: у них есть врожденная способность расти и расширить свои горизонты (тенденция актуализации), и хороший курс может способствовать росту, побуждая их двигаться в направлениях, которые они, возможно, еще не рассматривали. Следовательно, в теории Роджерса внешние стимулы поддерживают рост человека и дают ему пищу, но единственной движущей силой поведения является тенденция актуализации – внешняя стимуляция не побуждает человека к деятельности. Эта точка зрения отражает сильную приверженность Роджерса положению проактивности.

Гомеостаз-гетеростаз.Поскольку это положение касается мотивационного аспекта, нам необходимо вернуться к единственному динамическому конструкту Роджерса, чтобы определить его положение по этому поводу. Этот конструкт – тенденция актуализации – несомненно, является гетеростатической концепцией.

Как вы могли убедиться, тенденция актуализации всегда направлена к росту, интенсификации и самореализации человека. Побуждения, которые другие теоретики считают гомеостатическими (например голод, секс и компетенция), в теории Роджерса относятся к категории гетеростатического мотива достижения совершенства. Более того, тенденция актуализации цветет пышным цветом при увеличении напряжения, а не при его уменьшении. Естественным образом люди стремятся к стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного роста. Данное положение находит наивысшее выражение в формулировке Роджерсом понятия «хорошей жизни». Вспомним, что он описывал ее как направление, а не как конечную точку. Следовательно, полноценно функционирующий человек всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации своего потенциала. Приверженность гетеростатическому положению Роджерса чрезвычайно сильна.

Познаваемость-непознаваемость.Феноменологическая позиция Роджерса недвусмысленно предполагает, что человек непознаваем в традиционном научном смысле. Как уже отмечалось, положение субъективности является философской сущностью феноменологического направления. Субъективность означает, что каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он имеет возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психологическая наука в один прекрасный день полностью поймет тот предмет, который она исследует, а именно человека.

Роджерс безусловно обращался к этому вопросу, в котором, вероятно, наиболее точно представлена его теория [Rogers, 1939]. Хотя он допускал, что может существовать такая вещь, как «объективная истина» или «реальность», он также настаивал на том, что никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний. Роджерс писал: «Следовательно, нет такой веши, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что для каждого человека представляется таким знанием» [Rogers, 1959. p. 192J. Если такой вещи, как научное знание, о принципе нет. можно смело сказать, что природа человека никогда не будет понята с научных позиций.

Тогда что же, с точки зрения Роджерса, является целью психологического исследования? Возможно, его ответ объясняет, почему комитет по наградам за научные заслуги Американской психологической ассоциации удостоил его титула «уважаемый надоеда", и почему он с готовностью принял его. В течение всей научной карьеры Роджерс выступал против традиционных основ научной психо­логии (например, против структуры и негуманной природы образования в этой области); первым провел научные исследования в сфере субъективных пережи­ваний (например, исследования по психотерапии) и вообще делал все возможное, чтобы расширить диапазон научных концепций и методологии для наиболее пол­ного включения принципа субъективности. Хотя, несомненно, его усилия не про­шли даром, однако, читая его труды, неизбежно приходишь к выводу, что он больше узнал о переживаниях человека и поведении от своих многочисленных клиентов, а не из психологической литературы или эмпирических исследований. Роджерс писал: «Я никогда не учился чему-нибудь по исследовательским рабо­там.. Я не настоящий ученый. Большинство моих работ призваны были подтвер­дить то, что я уже признавал как истину» [Bergin, Strupp, 1972, p. 314].

В следующем разделе представлены данные, полученные на основе эмпириче­ских исследований, вызванных к жизни феноменологической теорией личности Роджерса.