Эвристическая ценность

Критерий эвристической ценности имеет отношение к тому, в какой степени тео­рия непосредственно стимулировала исследования. Мы используем этот крите­рий не в глобальном смысле, как ответ на вопрос, насколько теория завладела вниманием общественности; скорее он ограничивается тем. проводились ли фак­тически исследования, поводом для которых были гипотезы, вытекающие из тео­рии. Иначе говоря, эвристическая ценность теории -- это ее способность стиму­лировать исследовательскую деятельность в пределах широкой области изучения личности. И наоборот, критерий верифицируемости отражает то, в какой мере гипотезы можно извлечь из теории и насколько они, после эмпирической провер­ки, поддерживают главные положения теории.

Теории Фрейда, Скиннера, Бандуры и Роджерса довольно хорошо удовле­творяют критерию эвристической ценности. Хотя исследования, касающиеся психодинамической теории Фрейда, не могут безоговорочно докапать ею концеп­ции (гак как верифицируемость теории низка), он вдохновил многих ученых, показав им, в каком направлении можно проводить исследования, чтобы улуч­шить наши знания о поведении. Буквально тысячи исследований были подсказа­ны теоретическими утверждениями Фрейда. Скиннеровская концепция оперантного научения, как указывалось ранее, четко определена и поддается исследова­нию. Скиннер оказал огромное влияние на исследовательскую деятельность ученых во многих дисциплинах. Теория Бандуры также повлияла на работу психологов в разнообразных областях (например, полоролевое развитие, помога­ющее поведение, самоэффективность), причем группы испытуемых состояли из людей самого разного возраста. Возможно, мы увидим рост ее эвристической ценности для профессионалов в других дисциплинах в будущем. Теория Род­жерса также послужила основой для активной исследовательской деятельности, особенно в области психотерапии, причем сам Роджерс провел первую практи­ческую работу в этой сфере. Его теория также вызвала к жизни многочисленные исследования связи между самонесоответствиями и негативными эмоциональны­ми переживаниями.

О теориях Адлера, Эриксона и Маслоу можно сказать, что они получают сред­нюю оценку по этому критерию. Теория Адлера недавно оказалась в фокусе вни­мания в связи с возросшим интересом к проверке плен о влиянии порядка рожде­ния на формирование личности, а также попыткой создать надежную и валидную единицу измерения социального интереса. Адлер также прямо иди косвенно по­влиял на таких выдающихся персонологов, как Роджерс, Маслоу и Роттер. Тем не менее, многое в его теории остается непроверенным, и в настоящее время ее эмпирическая поддержка не очень основательна. В свою очередь, рассуждения Эриксо­на, связанные со стадиями развития эго, особенно концепции идентичности и ин­тимности, стимулировали некоторые эмпирические исследования. Использование Эриксоном психоанализа для изучения жизни политических, религиозных и ли­тературных деятелей также повлияло на других исследователей, как в сфере пси­хологии, так и вне ее. Однако многие его концепции очень абстрактны, поэтому их трудно превратить в рабочие гипотезы, которые можно проверить. И наконец, теория Маслоу послужила стимулом для исследования самоуважения, вершинно­го переживания и самоактуализации. Теория Маслоу оказала влияние не только на исследователей в области персонологии, но также и в сфере образования, менеджмента и здравоохранения. Хотя мы восхищаемся эвристической ценностью работ Маслоу, но факт остается фактом: многие его концепции определены нечет­ко и поэтому трудны для проверки.

Теории Олпорта и Келли плохо отвечают критерию эвристической ценности. Нельзя сказать, что эти теории не стимулировали воображение людей, конечно, они делали эго. Например, трудно читать Олпорта, не думая о том, как мы описываем других (черты личности), или Келли, не думая о нашем собственном мышлении (конструкты). Более того, акцент Олпорта на идеографический подход в изучении личности и разработка Келли Pen-теста для оценки личностных конструктов по­влияли на работу других ученых в области персонологии. Тем не менее, ни одно из этих направлений не дало повода к современным эмпирическим исследованиям в сфере личности. Несмотря на другие несомненные достоинства, теории Олпорта и Келли имеют относительно низкую эвристическую ценность в наши дни.