Свобода – детерминизм

Один из самых главных вопросов, имеющих отношение к человеческой природе, касаются той степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением. В какой степени участвует субъективно переживаемое чувство чувства понятии решений конкретными людьми? До каких пределов их поведение детерминировано факторами, которые частично или полностью находятся за пределами осознания? Философ и другие мыслители обсуждали этот вопрос на протяжении столетий. Поэтому не удивительно, что он никоим образом не безразличен современной психологии [Deci, Ryan, 1985].

Современно очевидно, что ведущие теоретики личности отличаются друг от друга в отношении такого исходного положении о природе человека, как свобода – детерминизм. Например, Карл Роджерс утверждал, что «человек не просто обладает характеристиками машины, но он является личностью в процессе самого себя, личностью, творящей смысл свой жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы» [Shlien, 1963, p. 307]. Скиннер, наоборот, утверждал, что «автономный человек – это изобретение, используемое для объяснения того, что мы не в состоянии объяснить никаким другим образом. Он возник в результате нашего невежества и по мере того, как растет наше понимание, исчезает сам материал, из которого он создан» [Skinner, 1963, h/ 200]. В этом смысле ни одну из приведенных позиций ученых нельзя считать строго фактически локальной. Скорее, они представляют собой философские представления о природе человека.

Если данный теоретик личности, основываясь на своем личном опыте и множестве факторов, оказавших влияние на его интеллектуальное развитие, допускает, что люди обладают подлинной свободой выбор, то это окажет существенное воздействие на его теорию. Вероятнее всего этот автор сформулирует теорию, в которой люди рассматриваются изначально ответственные за собственные действия и, по крайней мере, в некоторой степени способными преодолевать влияние различных факторов своего окружения. В этой теории будет предусматриваться тенденция расценивать свободный выбор, как компенсацию всего того, что подразумевается под понятием человек. С другой стороны, если персонолог склоняется к детерминизму, в его теории поведение человека будет описано как контролируемое теми или иными факторами. В этом случае на ученого будет возложена задача точного определения этих факторов, и ее решению будет посвящена значительная част теории. Детерминистски ориентированные теории личности заметно различаются в объяснении природы факторов, влияющих на поведение. Например, поведение человека может определяться неосознанными мотивами, внешними подкреплениями, опытом ранних лет жизни, физиологическими процессами, генетической предрасположенностью, культурными влияниями и каждый из этих факторов может быть интерпретирован по разному. Тем не менее, основным источником согласованности между перечисленными подходами является положение о том, что поведение человека детерминировано.

Позиция, занимаемая персонологом в отношении свободы-детерминизма, сильно влияет на характер его теории и следующие из нее выводы о сущности человеческой природы. Это в равной степени верно и в отношении других основ­ных положений. Теория личности отражает конфигурацию позиций, занимае­мых теоретиком в отношении основных положений о природе человека.