Рациональность-иррациональность

В основе измерения рациональность-иррациональность лежит вопрос о том, в какой степени сила нашего разума способна оказывать влияние на наше каждодневное повеление? Являются ли люди по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется рассуждениями, пли ими управляют иррациональные силы? Несмотря на то, что ни один теоретик личности не придерживается убежде­ния о людях как исключительно «рациональных» или исключительно «иррацио­нальных» существах, между ними наблюдаются отчетливые различия по этому исходному положению. Например, Келли в своей теории личности сделал акцент на рациональных процессах в функционировании людей [Kelly, 1963]. Он предпо­лагал, что каждая личность — это «ученый», исследователь, и интеллектуальные процессы имеют первостепенное значение для понимания поведения человека. Полную противоположность представляет теория Фрейда, основная доктрина ко­торой сводится к тому, что психические процессы по своей сути неосознаваемые. Фрейд придерживался убеждения, согласно которому «только вследствие нашей завышенном самооценки мы отказывается признать возможность того, что можем не быть непререкаемыми хозяевами во владениях собственного разума» [Kohut, Scitz, 1963, p. 118]. Являемся ли мы разумными хозяевами своей судьбы, капитана­ми судов своего поведения, или мы находимся под контролем глубинных иррацио­нальных сил, о самом существовании которых и не подозреваем?

Позиция персонолога по этому спорному вопросу влияет на расстановку ак­центов в его теории. Например, если теоретик предполагает, что человеческий разум — чрезвычайно могучая сила, то его теория личности будет описывать пове­дение, и значительной степени управляемое когнитивными процессами. Более того, весьма вероятно, что данная теория, по крайней мере до некоторой степени, будет касаться характера, разнообразия и развития этих когнитивных процессов. Если же персонолог тяготеет к противоположному мнению, его теория скорее все­го будет описывать поведение как изначально побуждаемое иррациональными си­лами, которые личность частично или тотально не осознает. В зависимости от содержания теории, отношения между осознаваемыми, рассудочными и неосозна­ваемыми, иррациональными процессами могут быть изображены в виде айсберга, вершину которого образуют осознаваемые, рациональные побуждения, а колеб­лющаяся ватерлиния отделяет надводную часть от неосознанных глубин. Центром этой теории будет как содержание подводных сил, так и их влияние на поведение человека. Поскольку «рационально-ориентированные» и «иррационально-ориен­тированные» теоретики могут расходиться во мнении о природе «рациональных» или «иррациональных» факторов личности, различие между ними по базисному положению рациональности - иррациональности ведет к противоположным взгля­дам на человека.