Уровни сознания: топографическая модель

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применил топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психиче­ской жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессозна­тельное. Рассматривая их в единстве. Фрейд использовал эту «психическую кар­ту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в cе6я мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рас­сматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержа­ние осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погру­жается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как вни­мание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью", вклю­чает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вер­нуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Напри­мер, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все го­рода, в которых вам довелось жить; своп любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наво­дит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессозна­тельное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинк­тивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. При­мерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексу­альные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознавае­мый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания ( Ellenberger. 1970]. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчер­кивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить, Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но. более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осозна­ния, но они в значительной степени определяют' действия людей. Однако неосоз­нанный материал может выразиться в замаскированной пли символической фор­ме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно нахо­дят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными.